12-05-99
Не проходит селекторного совещания, чтобы начальник Верхне-уфалейской пятой дистанции пути ЮУЖД (в просторечии ПЧ-5) Виктор Григорьев не запросил старшего дорожного мастера Кыштымского отделения Ивана Клименко: "Ваня, что там твои голуби про погоду рассказывают?" "Не извольте беспокоиться, Виктор Анатольевич. Тепло, говорят, будет, - на полном серьезе докладывал Иван Константинович, - только что на яйца сели". И никто из подключенных к селектору не смеялся. Даже наоборот, торопливо записывали в блокнотики голубиный прогноз, приговаривая: "У Клименко все приметы сходятся".
Для путейцев погода - это все! Ежели грядут холода, то будет более обычного вспучиваться железнодорожное полотно, придется чаще обходить участки, держать на пожарный случай заправленную технику. Вот и звонят Клименко: "Слыхал, Ишукова предсказывает холодную зиму. А твои чего соображают?" "Нормальная, прозимуем, - успокаивает паникеров Клименко, - сейчас октябрь, а несколько пар уже на яйца сели, молодые любовью занимаются..."
...Вслед за хозяином по вертикальной лестнице взбираюсь на второй этаж голубятни... Боже, что за роскошь красок, оперений, изящества и горделивого достоинства открылась перед глазами! На жердочках, в открытых клетках сидят задумчивые сизари, их подруги и детки. Белые, рыжие, черные, рябые, пегие... А формы! Хоть сейчас на подиум... Спины как бы нет, выпуклая грудь, голова плавно переходит в хвост, мохны на лапах, клювик крохотный, головка овальная, глазки цвета жемчуга - сатинеты ленточные. Худощавые, поджарые, головка треуголкой а-ля Наполеон, длинноклювые, голоногие - бакинские бойные. И у других пород свои отличия - ташкентских двухчубых, пермских гривунов, персов, статных белых, курчих. Всего на крыле 86 голубей да 20 молодых.
Несмотря на разность раскрасок и "национальностей", ведут себя птицы вполне пристойно: черные беседуют с белыми, ташкентцы с пермяками. Никаких признаков расовой розни. Но суверенитет жилища блюдут свято: вся дружба заканчивается на пороге гнезда-клетки. "По рогам" надают любому, кто сунется с намерением погостить. Даже подросших птенцов родители стараются спровадить в соседнюю свободную клетку: молодые нахальничают, болтаются без дела по "квартире", пачкают уже снесенные яйца.
Взаимоотношения полов своеобразны. С одной стороны, домашние голуби в фазе знакомства крайне застенчивы или, скорее всего, ленивы. Поэтому надежды на устойчивый и счастливый брак они связывают с хозяином. Роль свахи Иван Константинович исполняет безошибочно. Подбирает пару, угадывает не только требования воспроизводства породы, но и улавливает еще не раскрытые взаимные симпатии будущих партнеров. Пока сбоев не было, ни один брачный союз не распался.
С другой стороны...
- Вот это отец, это мать, а посредине дочка, - пояснил Клименко. - Только умиляться семейной идиллии не стоит: голубь-папа проявляет отнюдь не отцовские чувства к своей дочурке. Да и она сама его провоцирует на подобные отношения. Щекотливое положение спасает супруга. Своего муженька она хорошо изучила. Как только он начинает заводить призывную песню, она даже со двора узнает знакомый голос и летит на всех парах, чтобы успеть столкнуть дочку с насеста и неправедного пути, а заодно и супругу наподдавать.
Впрочем, голубиный инцест меня интересовал меньше всего. Гораздо интереснее было узнать, отчего взрослый человек (1 января Клименко стукнет ровно полста) занимается таким несерьезным делом.
- Голуби - это наркотик. Кто хоть раз их завел, нипочем не бросит. С деньгами туго, с кормами перебои, соколы перебили полстаи - все, говоришь себе, брошу к чертям собачьим! А придешь с работы злой, издерганный, поднимешься в голубятню, сядешь на стул, посидишь с полчасика - и такая в душе благодать разливается. Вот она - сама жизнь в ее неиспорченной первозданности. Ты бы посмотрел, как они своих пискунов учат летать... Заберется голубь на крышку фляги с зерном и зовет малыша, что внизу бегает: мол, давай сюда, здесь жратва имеется! Тот носится кругами, ничего не соображая. Отец ему крыльями машет: дескать, давай и ты так же. Пацан поднатужится и - взлетит!
А что они в небе вытворяют! Поднимутся так, что одни точки заметны, и оттуда - в пике! Да еще с лету воду пьют. Разгонятся, пройдутся над прудом да клювом воду черпанут. Опять же наука молодым, как, не садясь на землю, которая таит столько опасностей для птиц, утолять жажду.
Об удивительной способности голубей отыскивать дорогу домой Клименко готов рассказывать часами. Однажды Иван Константинович купил в областном центре взрослую голубку. Не выпускай ее, предупредил продавец, а то вернется. Ничего, успокоил его Клименко, я ей крылья обрежу, пешком не пойдет... Через пару недель голубка пропала. А на другой день пришел сосед с птицей в руках: "Не твоя, Иван, пташка?"
Опытный железнодорожник Клименко сразу прикинул: огород соседа располагался аккурат в направлении Челябинска. Птица с обрезанными крыльями шла (!) домой.
Виктор РИСКИН.
(Наш корр.).
г. Кыштым.