12-05-99


Ждем провокаций

В это воскресенье в Челябинске начинается фестиваль современной хореографии

Это уже третий по счету подобный фестиваль в нашем городе, и можно вести речь об определенной традиции. Несмотря на провинциальность мышления нашего люда и географическую оторванность от центров современного искусства, челябинцы не просто способны организовывать подобные творческие встречи, но вдобавок здесь есть несколько коллективов и фигур, делающих определенные успехи в этом жанре.

К примеру, Челябинский театр современного танца под руководством Владимира Поны. В этом году его коллектив нашел теплый прием на фестивалях современной хореографии в Польше, Литве и Санкт-Петербурге. А год назад в Витебске, где систематически в течение вот уже 10 лет проходит самый престижный фестиваль в этом жанре на территории бывшего Союза, специалисты отметили Челябинск особым образом. Ибо только из нашего города было три коллектива. Помимо вышеупомянутого театра В. Поны это ансамбль современного танца ЧГИИК под руководством Елены Красильниковой и монотеатр Таисии Коробейниковой. Причем речь идет не о простом количестве, но о трех разных творческих почерках. А еще у нас в городе работает Мария Козева, чьи танцы вызывают восторг у знатоков. Она, кстати, сотрудничает с екатеринбургской труппой "Провинциальные танцы" - этот коллектив хорошо известен в России, и, кстати, его композиция "Мужчина в ожидании" номинировалась на последнюю "Золотую маску".

Вообще, пафос челябинского фестиваля в последние годы обретает черты идеи некоей общности пути (не путать с формой) трех уральских центров современной хореографии. Челябинск, Пермь и Екатеринбург в известной степени даже являются иным полюсом в хореографии, чем наши столицы. Вот и на этот раз в наш город приедут и Татьяна Баганова с "Провинциальными танцами", и любимец артистов нашего балета Евгений Панфилов из Перми. ("Ромео и Джульетта", поставленные им, также номинировались на "Золотую маску", но два года назад). 19 мая на сцене академического театра оперы и балета коллектив Е. Панфилова представит две работы - "Река" и "Пляж "Комильфо". "Провинциальные танцы" здесь же на следующий день покажут "Свадебку" на музыку И. Стравинского.

А откроется фестиваль 16 мая в шесть вечера также на сцене оперного выступлением государственного ансамбля танца "Русские сезоны" из Москвы с произведениями "Болеро", "Славянские танцы" и "Дивертисмент". Этот же коллектив на следующий день отдаст дань опять же Стравинскому, переложив на язык танца его знаменитую "Весну священную". Картины языческой Руси (в этом была идея композитора) впервые поставил как балет знаменитый танцовщик Вацлав Нижинский в Париже 1913 года для труппы Дягилева. Спектакль получился скандальный. Впрочем, он всегда очень нравился балетмейстерам, поэтому имеет к сегодняшнему дню бесчисленное множество вариантов. Однако то, что представят у нас москвичи, вообще ни на что не похоже. Ибо язык хореографии на этот раз японский - балет поставил знаменитый хореограф из Страны восходящего солнца Мин Танака. Он хорошо известен в мире как один из апологетов хореографической традиции Буто, возникшей как реакция японской культуры на Хиросиму и Нагасаки.

Отдельный вечер 18 мая будет отдан хозяевам. На сцене ТЮЗа В. Пона представит свои новые работы.

Зрители смогут увидеть эксперименты в области хореографии студентов ЧГИИКа. А кроме того, выйти в необычном для себя амплуа выразили желание артисты балетной труппы нашего оперного театра.

Помимо, так сказать, практики в рамках фестиваля будет и теоретическая часть. Это обсуждения увиденного с участием московских критиков и мастер-классы хореографов.

Идейные вдохновители фестиваля известные у нас подвижники Марина Куклина и Татьяна Вольфович довольны программой и считают, что главное в подобных вещах - неожиданные повороты: "От фестиваля мы ждем творческой провокации, новой мысли, разнообразия". Пусть так оно и будет.

Я. ГАЙВАРОНЦЕВ.