12-05-99


Челябинский стандарт

Фестиваль "Биг-бенд-транзит-99" к 100-летию Дюка Эллингтона

Всякий не чуждый джаза сегодня знает, что 1999-й - год великого Дюка Эллингтона, автора более чем двух тысяч композиций, джазмена-легенды. Челябинск как город, имеющий давние джазовые традиции, отметил юбилей двухдневным фестивалем биг-бендов, коих собралось у нас аж четыре, не считая более камерных ансамблей.

Уровень феста был очевиден уже с той минуты, когда на сцену поднялся москвич Алексей Баташев. Знакомый и любимый всеми джазменами страны конферансье оба фестивальных дня держал нити джаза в своих руках. После дежурных приветствий и представлений зазвучали джазовые стандарты в исполнении оркестра и солистов. Если репертуар Бориса Савина многим показался весьма традиционным (а его пение мы могли слушать и ранее), то выступление Елены Вагановой стало приятной неожиданностью - значит, есть-таки в джаз-вокале у нас резервы. Ольга Сергеева также не подвела, хотя пела, что называется, с листа - была всего одна оркестровая репетиция. Опыт и талант сделали свое дело, доставив неизъяснимое наслаждение ценителям джазовых вокальных стандартов под биг-бенд. Выступлением Ольги завершился блок Стаса Бережнова. От него эстафету принял Валерий Нагорный, имя которого хорошо известно в российских джазовых кругах. Его репертуар хоть и был весьма традиционен, но это уже современные аранжировки - "от Р. Макконнела". В итоге - совершенно другая манера, другой стиль. Значит, не стоит джаз на месте, что, впрочем, для собравшихся в зале ДК ЧЭМК, где проходили фестивальные концерты, и так очевидно.

Второе отделение отдали гостям из Новосибирска - биг-бенду Владимира Толкачева. Великолепная экипировка - от костюмов до инструментов. База - только мечтать: оркестр состоит "на довольствии" в филармонии, почти все музыканты с консерваторским образованием. Разнообразие стилей, отточенность, культура извлечения звука и академичность - сегодня этот оркестр, безусловно, в ряду лучших, пожалуй, не только в России. А репертуара хватит на десяток сольных концертов. И классика, и современность - выбирай на вкус. В итоге - очень достойное завершение первого дня.

Второй же день открыл джаз-оркестр из Озерска под руководством Виктора Завьялова. В феврале этот коллектив, напомним, взял Гран-при I областного конкурса джазовых и эстрадных коллективов. Поэтому приглашение в компанию известных на всю Россию бендов вполне естественно. Оркестр существует три десятка лет, теперь здесь играют уже дети "ветеранов". Нынешний репертуар - от Бэйси до джаз-рока. И даже А. Баташев, слушавший озерчан впервые, остался вполне ими доволен.

Группа Георгия Анохина и Ольга Сергеева отдали дань памяти Эллингтона, заодно подтвердив свой класс и став своеобразным "мостиком" от Озерска к Екатеринбургу. Судьба екатеринбургского бенда во многом схожа с судьбой их коллег из Сибири. Тоже консерватория за плечами, биг-бенд - так же "государев" джаз-оркестр Театра эстрады, есть свои традиции. Не хватило, пожалуй, вдохновения и изысканности сибирякам. Возможно, это случайное впечатление, музыканты могли просто устать, ибо подобный нашему фестиваль проводился недавно именно в Екатеринбурге. В любом случае коллектив этот крепкий, слаженный и, я бы сказал, солидный.

Завершило фестиваль выступление молодых джазменов. Что символично - им продолжать начатое отцами дело. А мне подумалось вот еще о чем. Челябинская биг-бендовая школа крепка. И это стало ясно не сейчас, а еще в начале 60-х, со времени сотворчества О. Тергалинского и С. Бережнова. Из тех музыкантов, что в свое время разъехались кто куда, можно было бы такой джаз-оркестр собрать! И это не просто выплеск эмоций - ведь есть же государственные коллективы в Новосибирске и Екатеринбурге, чем мы хуже?

Александр СОКОЛОВ.