12-05-99


Голосовые связки

Спектакль "Ханна" с участием Анны Каменковой на сцене Челябинской академической драмы

Известную пьесу П.-О. Энквиста "Из жизни дождевых червей" про встречу примы Копенгагенского театра и сказочника Андерсена поставил режиссер А. Спивак. В спектакле он играет мужа актрисы, саму же Ханну играет "известная актриса театра и кино" Анна Каменкова (в жизни жена режиссера). Похожая ситуация существует во мхатовском спектакле "После репетиции" по И. Бергману: в нем С. Юрский занял жену и дочку. Темы те же - театр, творчество и странный для нас скандинавский эрос.

Да, чудак-недотепа Андерсен объясняет актрисе любовные неудачи тем, что в детстве грубые рабочие, приняв его за девочку, стянули с него трусики. С тех пор он все время пытается прятаться в домике одиночества (если вспомнить Платона - в пещере философа). В ответ подвыпившая актриса вываливает на бедного писателя букет жизненных неурядиц, в том числе сексуального характера (антисемитизм, педофилия, инцест, нимфомания, алкоголизм). Так детские трусики Андерсена оказываются не причиной невроза, но детскими шалостями впечатлительной натуры. Все ж познается в сравнении.

Решающее значение в спектакле играют звуки. Музыки мало (что хорошо), зато много кричат, а финал А. Каменкова делает вообще сольно, одним голосовым крещендо. Это правильно и разумно - самой известной работой актрисы является озвучание телесериалов. Голос у нее действительно знатный - глубокий, выразительный, разнообразный. Волнующий. "Ханну" можно не только смотреть, но слушать, закрыв глаза. Как радиопостановку. Тем более, что на сцене ничего практически и не происходит.

Как известно, более всего Андерсен тоже надеялся на свои многочисленные романы и пьесы, коих написал великое множество, целую гору пухлых и, как оказалось, бесполезных книг. В истории он остался как автор двух сборников сказок. Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Где, когда и как.

Борис КОНЧЕЕВ.