12-05-99
Возник "Автограф" в трудное время. Что отрадно: когда в столицах закрывают, что было, и урезают, что есть, наличие своего роскошного издания говорит о культурной состоятельности региона. Ведь до своего журнала еще дорасти нужно.
Тем приятнее, что "Автограф" имеет свое лицо. Буквально. Отметим изящный и профессиональный дизайн - как вещь он вполне самодостаточен, его приятно листать и просто держать в руках; он не теряется на полках киосков среди себе подобных (хотя будь он регулярнее и толще, право, было бы еще лучше). Но нам и так не до жиру.
То, что журнал, посвященный искусству, возник в Челябе только сейчас, - достаточно симптоматично. Значит, можно говорить о переходе количества в качество. И о появлении достаточного, чтоб говорить о прослойке, просвещенного народа. Для формирования нации необходимо наличие театра. Так и журнал необходим для выявления общественного мнения, проявления самосознания той самой публики, для которой искусство делают. Издание можно считать состоявшимся, если оно формирует это самое общество, свою среду обитания.
Как известно, журналы не могут быть изданиями вообще - особо тут важна адресность. Для того, чтобы писать про искусство, нужно иметь четкую эстетическую (и, значит, этическую) позицию. Иначе не будет сверхзадачи и главного посыла, не будет повода к объединениям и размежеваниям. Номера какого-нибудь бюллетеня коллекционеров кукол или любителей носить бабочку обречены оказаться в руках отзывчивых и, главное, заинтересованных. Писать про искусство вообще - все равно, что кидать в море-океан бутылку с запиской: авось не потонет.
Четкая позиция - основа конфликта и внутренней драматургии любого культурного начинания. Допустим, в основу концепции "Автографа" положен вполне корректный принцип летописи событий культурной жизни региона. Гастроли, юбилеи, премьеры, фестивали. Именно поэтому самым интересным и важным оказался скромный вкладыш в третий номер. Он замыкал календарный год и вполне логично содержал список всего, заслуживающего внимания. Вероятно, составляя его, авторы использовали годовую подшивку местной газеты. Например, "Челябинского рабочего". Но журнал тем, кажется, и отличается от газеты, что не следует за реальностью, но творит (сочиняет) свою собственную. Вспомним ли мы эстетский "Мир искусства" или новолиберальный "Новый мир" Твардовского.
Именно этот дубляж описаний нам и непонятен: зачем спустя полгода описывать то, что оперативно, по горячим следам, уже давно было отслежено и освещено? Положим, в журнале это можно сделать более красочно. Тогда бы и свести буквы к минимуму (тем более, что именно они, как правило, и являются главным источником провинциальной восторженности и некомпетентности), забить первенство визуального ряда над текстуальным. И более не мучиться над сбором редакционного портфеля (его неполнота и несовершенство особо ярко выделяются на фоне профессионального дизайна). К тому ж полиграфическая база позволяет, общемировые тенденции также всячески способствуют приоритету "картинки". Короче, больше дела, меньше слов. Но что-то мешает решительному и очевидному шагу.
Понятно что: отсутствие школы и традиций, четкой системы ценностей и ориентиров. Пока издателям хватает одного факта выпуска журнала, посвященного искусству. Осознание задач и собственной позиции придет, видимо, чуть позже.
Татьяна ПЕТРЕНКО.