12-05-99
Адвокат Виктор Новичков раньше жил в Челябинске. Потом уехал в Израиль, сделал карьеру. Это позволило ему осуществить мечту, собрать большую коллекцию русского искусства. Страстный, даже неистовый коллекционер от Бога: вне искусства он, кажется, себя и не мыслит.
Все началось с подарка: сестра подарила два небольших эскиза Н. Гончаровой. Нынче, жизнь спустя, с увлечением этим Виктор прошел, кажется, все стадии, сделал все возможные ошибки. Сначала брал без разбору, "на глаз", абы нравилось. По первости увлекло "масло", станковая живопись с претензией на авангард. Пока Новичков не понял, что задыхается. Параллельно им же собирался архив современного искусства. Но вавилонская библиотека эта оказалась никому ненужной и теперь пылится в чулане. В предпочтениях ему помогли определиться художники, тусующиеся вокруг известного в мире концептуалиста М. Гробмана. Теперь у него есть классики начала XX века: М. Ларионов, А. Бенуа, А. Тышлер, М. Добужинский и даже рисунки Велимира Хлебникова! В наличии и классика конца наших дней - И. Кабаков, А. Зверев, М. Гробман, В. Янкилевский, большая подборка советских художников еврейского происхождения.
Так, методом проб и ошибок, Виктор Новичков пришел к простой, но важной мысли: искать нужно только то, что ищут другие. Коллекция должна быть ориентирована на имена и общемировые тенденции. Непризнанных гениев ныне найти почти невозможно. И нужен гениальный нюх Г. Костаки, чтобы открыть в собирательстве новые пути.
Традиционный джентльменский набор коллекционера известен. Для самых богатых - импрессионисты. Русский авангард начала века. Второй русский авангард. Локальные национальные и эстетические школы ("круг Фалька", акварельки Фонвизина, графика Зверева). Есть специалисты в узких областях - монеты, этнография (всегда "пользуется спросом" иудаика), иконы... Последняя тенденция, захватившая в том числе и Виктора, - собирание детских книжек. Не всех, разумеется, но часть признанных мастеров жанра: в 10-30-х годах у нас сложилась уникальная школа книжной иллюстрации. Лисицкий, Чарушин, Лебедев, Тырса, Ватагин взошли на дрожжах авангарда, чтобы потом, в свою очередь, помочь подняться нонконформистам 60-х. Не зря классики концептуализма (Кабаков, Пивоваров, Булатов) сначала сделали себе имена именно как книжные графики.
Потрясая западными каталогами, Новичков шумно рассказывает о своих букинистических победах. Мы встретились с ним именно на выставке частных коллекций горожан, что проходила зимой в Выставочном зале СХ. Что ж, весьма удобный повод поговорить о состоянии нашей культуры, о специфике коллекционирования предметов искусства. Всегда важен заинтересованный взгляд со стороны. То, что не все в этой сфере у нас благополучно, видно сразу. Но оценка, выставленная Новичковым местному искусству ("ниже уровня моря"), лишний раз это подтверждает: "Челябинск всегда будет ямой, пока не появится тусовка, не наладится нормальная культурная жизнь". Вообще, не все плохо - откуда-то же появился "Ариэль". Новичков начинает говорить об этих южноуральских самоцветах, и в голосе у него появляется странный пафос.
Виктор считает, что есть лишь видимость художественного процесса - художники, выставки, залы. Но на самом деле ничего стоящего не происходит. Арт-бизнес - серьезная, сложно устроенная сфера обслуживания, начала жизни которой можно было зафиксировать в столицах. И то - до кризиса. Но ведь выставки происходят постоянно, есть пресса, люди ходят, что-то даже изредка покупают. "Какие выставки - такая и пресса, такие и покупки. Одно с другим связано. Вас устраивают рецензии местных "мастеров пера"? Заметка о состоявшемся вернисаже на 200 знаков. Об анализе, даже минимальном, и не говорю... Да и ходят-то, кстати, очень мало. Зайдите в зал - в лучшем случае один-два человека".
Соседний Екатеринбург отличается от нас в лучшую сторону - ну, совершенно другой город. Культурный слой там плотен и насыщен, вот город и существует, развивается согласно своей логике. Производя при этом действительно качественный "конечный продукт". Любой художник начинается с Учителя. "Челябинцы, как правило, учились у таких же, как они. В лучшем случае, Суриковское училище. Никто из них не может похвастаться настоящими "крутыми" учителями, что были в свое время новаторами и научили их мыслить".
Мыслить - значит делать что-то действительно современное. Актуальное искусство во многом завязано на современную философию, технику. Привлекаются новые материалы, передовые технологии. А рисовать так, как рисовали раньше (еще вчера!), уже даже неприлично. Любой ремесленник на Арбате сделает похоже и красивше. Поэтому и проигрывает наше искусство шоу-бизнесу и телевизионному мусору. Поэтому и стоят выставочные залы пустыми. Отсутствие внятных критериев - вот что нас губит. Для нерисующего человека любой уличный мазила автоматически попадает в Мастера и Гении. Душа обывателя стабильно просит сделать ей красиво. Чем и пользуются армии неграмотных проходимцев, не умеющих правильно холст на подрамник натянуть. Тоже, между прочим, показатель качества.
Новичков называет это "синдромом тонких пальчиков": набравшись опыта, он как-то заметил, что многие художники (не только у нас) не прорисовывают кисти рук. В лучшем случае рисуют персонажам какие-то сосиски. Культяшки. По Новичкову, в этом проявляется отсутствие культуры художника (вспомним хотя бы штудии Дюрера - насколько выразительными могут быть изображения кистей рук). Едва ли не единственное исключение Виктор сделал для Павла Ходаева и Александра Данилова, "по-настоящему талантливого парня, который сидит и придумывает какие-то естественные, близкие к природе вещи".
Беды и болезни наши, разумеется, отразились на уровне показанных коллекций. Практически все они сформировались из работ местных мастеров, "имен" практически не было. Да, своих, разумеется поддерживать необходимо. Однако коллекция не есть собрание всего, что, как карта, в руки шло. Даже если ты решил искать местных авторов - почему бы не начать с уникального Н. Русакова, расстрелянного в 1941-м. Или теперь, после давней смерти, столь редкой ныне В. Челинцевой. Разбейся, но достань! Коллекция (а не развеска работ местных мастеров в местном интерьере) может считаться состоявшейся, когда из разрозненных вещей возникает иное качество, какая-то новая общность. На выставке даже невооруженным глазом видны были случайные картины, попавшие к собирателям из художественного салона в краеведческом музее. Не самого лучшего места для пополнения запасников.
Профессионализм везде важен. Но многое решает и темперамент. Первый признак коллекционера - бездумная жадность. "Да, я жадный. В хорошем смысле... - смеется Виктор. - Да, это страсть, порок..." Похоть обладания делает собирателя соавтором Творения. Уровень собрания говорит о вкусах обладателя (для истинных ценителей, к примеру, нет таких художников, как Айвазовский или Шемякин) и уровне его жизненных притязаний. Сколько себя помнит, Новичков болел собирательством всегда. И постоянно тащил все, что можно было, "всякую несусветную дребедень". Ибо инстинкт накопления создает в доме особую атмосферу, а плотность материи переходит в духовное качество. В прорыв на иной уровень жизни. Не зря настоящую коллекцию Виктор собрал, уехав.
Хотя теперь какие-то возможности появляются и на Урале. Кстати, критиковать нашу экспозицию Виктор Новичков отказался: "Когда человек тащит все в дом, это уже хорошо. Пусть пока это не коллекция, но собрание разрозненных вещей. Главными зрителями этих работ все равно будут дети. Вот из них-то уже и может вырасти нечто. Даже в Челябинске. Ведь если сюда везут 600-е "Мерседесы", значит, однажды, сюда могут привезти и хорошее искусство..."
Дмитрий БАВИЛЬСКИЙ.