12-07-2000
Евгений КИТАЕВ
Москва - Челябинск
Недавно некоммерческое партнерство "СМИ в поддержку отечественных производителей" организовало в Москве семинар, на который был приглашен и журналист "Челябинского рабочего". В Измайловском гостиничном комплексе, где организаторы постарались собрать известных специалистов, речь шла о качестве российских товаров, условиях работы наших предпринимателей. А. Селин, заместитель директора по инновационной деятельности ЗАО "Технопарк - Зеленоград", коснулся сферы высоких технологий. Пока прикладная наука, сказал он, не обеспечила массовых прорывов российской продукции на западный рынок, однако налицо "точки роста", которые не дают ставить жирный крест на перспективе. Уже вывозились в Европу и получили там высокие оценки разработки фирм, двигающих технический прогресс "под крышей" технопарка. Это микроскоп малых размеров, но дающий такое увеличение, что видно атомы, и медицинская система, которая позволяет уничтожать злокачественные опухоли (особенно эффективно применение ее на ранних стадиях заболевания).
Последняя новинка вызвала особый интерес. Южный Урал считается аномальной зоной, здесь неблагоприятная экология, тяжелое радиационное наследство. И как результат - количество онкологических заболеваний существенно превышает общероссийские показатели. Поэтому, узнав у А. Селина зеленоградские координаты разработчика медицинской техники - научно-производственного объединения "Мехатрон ЛТ (лазерные технологии)", корреспондент "Челябинского рабочего" позвонил его руководителю доктору технических наук Л. Гликину.
- Метод фотодинамической терапии - а именно он лежит в основе нашей разработки - предполагает разрушение предварительно обработанных раковых клеток фоточувствительным препаратом (сенсибилизатором), - рассказывает Лев Семенович. - Проще говоря, больному внутривенно вводится лекарство, которое в большей степени накапливается в опухолевых тканях, поскольку "потребляется" клетками, которые делятся. Когда на опухоль воздействуют лазерным излучением с определенной длиной волны, происходят фотохимические реакции, в результате которых раковые клетки гибнут.
Подобные манипуляции дают чрезвычайно обнадеживающие клинические результаты, но, несмотря на это, Л. Гликин особо подчеркнул, что новый метод следует рассматривать не как панацею, а лишь как одно из новых направлений борьбы с грозным недугом. Фотодинамический метод, к примеру, не гарантирует полного избавления от метастаз (на каждую из них нужно воздействовать отдельно), но имеет свои положительные стороны, которые должны учитываться медиками при выборе способов лечения. Облучение, химиотерапия наносят неизмеримо больший ущерб организму больного, чем фотодинамические процедуры. Перед хирургией же преимущество новой методики в том, что она не ведет к глубоким разрезам, как это происходит при полостных операциях, удалению органов "кусками", а позволяет при помощи гибкого световода "дотянуться" лучом лазера практически до любого участка тела. "Присутствовал я однажды на сеансе фотодинамической терапии, проведенном для девочки с раком горла, - вспоминает глава "Мехатрона". - Как хирургическим путем провести такую операцию? Горло вырезать? А тут поместили трубку в рот, и все:"
Впервые новая методика начала применяться в США лет десять назад или чуть меньше. Создателем ее считается американец Догерти. Хотя наши ученые с такой "хронологией" согласны лишь частично. Они говорят об одновременном рождении метода в Америке и у нас, называя российским первопроходцем академика Олега Скобелкина, основателя и директора московского Центра лазерной хирургии.
Почему же, стартовав одновременно, мы прошли разные дистанции? В Штатах появилось несколько сот центров, где метод фотодинамической терапии получил мощное развитие. Освоили его в Японии, Израиле, Германии. Быстрыми шагами двигаются китайские медики. А в России нынче только десяток-другой подобных кабинетов, и то преимущественно в столице.
Медицинские лазерные системы "Мехатроном ЛТ" разрабатываются полтора десятка лет. Новый образец - "Металлаз М" - "последнее слово" фирмы, он совмещает в себе несколько лазеров, поскольку излучает световые волны разной длины, на которые реагируют вводимые в кровь пациента препараты (существует ряд сенсибилизаторов, и задача медиков состоит в том, чтобы подобрать наиболее приемлемый из них для каждого больного).
Научно-производственное объединение, возглавляемое Л. Гликиным, получило разрешение Минздрава на серийный выпуск своей продукции. Его услугами пользуются уважаемые организации - московский институт онкологических заболеваний имени Герцена, руководит которым главный онколог страны Валерий Чиссов, онкоцентр на Каширке, клиники в Новосибирске, Томске, Киеве. Однако Челябинска в этом списке, насколько запомнил Л. Гликин, нет. Почему?
- Мы знаем об этом методе, - отвечает директор Челябинского государственного института лазерной хирургии Арнольд Козель. - Действительно, у истоков его стоял Олег Ксенофонтович Скобелкин. Сейчас дело это продолжают его последователи - профессор Центра лазерной хирургии Минздрава РФ Е. Страданко в Москве, профессора А. Зозуля, В. Разуменко, Е. Педаченко в Киеве. Безусловно, фотодинамическая терапия имеет право на жизнь, для нее сегодня - море работы, особенно в нейрохирургии (удаление опухолей мозга, иных глубинных образований, доступ к которым по понятным причинам затруднен). Безусловно, ее нужно двигать, ставить на поток. Все упирается в деньги. Наш институт - бюджетная, а не хозрасчетная организация, поэтому без финансовой поддержки со стороны приобрести необходимые материалы и препараты не представляется возможным. Хотя при известной помощи администрации, спонсоров новая методика вполне могла бы "прижиться" в области.
С иной стороны посмотрел на проблему заведующий инженерно-физическим отделом института профессор Александр Лаппа:
- Все идет к тому, что любая онкологическая операция в перспективе будет "обрабатываться" фотодинамическим методом, то есть станет производиться своеобразная зачистка оставленных скальпелем раковых клеток. Можно представить, сколько потребуется для этого медицинских систем и какие деньги получат их производители. Это рынок, на который каждый разработчик выводит свою продукцию. С этой точки зрения и надо взглянуть на нынешнюю технику.
Сегодня появилось новое поколение лазеров, диодных, а не тех, что работают на парах металлов. Такой лазер - "Милон" - я видел на престижной выставке в Сан-Хосе, одним из производителей которого является НПО "Полюс" (против которого американцы вводили санкции), стоит в пределах 10 тысяч долларов, что дешевле оборудования, предлагаемого ныне многими производителями. Неплохие и сравнительно недорогие лазеры готовы продавать нам во Франкфурте. Если уж покупать что-то, так лучшие образцы, устраивающие нас по цене и качеству.
Аналогичная ситуация и с фотосенсибилизаторами, среди изготовителей которых разгорелась настоящая "торговая война". Но "на подходе" целая серия подобных препаратов, они теперь проходят сертификацию.
Компетентный источник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что в одной из челябинских клиник фотодинамическая терапия уже применялась "в режиме апробации". По его словам, инициаторы не намерены останавливаться на достигнутом и питают надежду, что со временем область превратится в опорный центр нового метода. А первые результаты обещают уже осенью, если карты не спутают непредвиденные обстоятельства, к которым относят и "давление" со стороны москвичей, способных загубить дело, предлагая местной медицине "вчерашний день".
Что же получается? Если, как уверяют знающие люди, о фотодинамическом методе уже написаны горы специальной литературы и его не только полезно, но и необходимо внедрять, отчего в регионе, где онкозаболевания цветут пышным цветом, делаются лишь первые шаги в этом направлении (конечно, хочется верить, что энтузиасты все преодолеют и своего добьются, но сколько известно обратных примеров). Почему активными союзниками в этом деле уже теперь не выступают администрация, главное управление здравоохранения? Быть может, вместе "шагалось" бы быстрее?
Спору нет, решать, какие системы и препараты применять, должны врачи. Но пусть все-таки эти и другие сложности (добиваться цели самим или при участии москвичей) для посетителей клиник останутся "за кадром". Зачем им эта профессиональная кухня? Была бы польза, был бы толк. И желательно не завтра, а сегодня. n