12-07-01
Каждый из 17 вагонов уникального поезда подготовлен одной из 17 российских железных дорог. Примечателен и состав пассажиров: в юбилейной поездке принимают участие заместитель министра путей сообщения РФ Сергей Гапеев, руководители восьми департаментов МПС, передовики труда и ветераны железнодорожной отрасли, писатели и журналисты. Предусмотрены творческие остановки на крупнейших веховых станциях Транссиба: в Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске, Владивостоке.
Встреча на южноуральской земле прошла помпезно: с оркестром и хлебом-солью. Это только подчеркнуло роль Транссиба в истории Челябинска.
- Магистраль позволила уездному городу стать промышленным гигантом. Теперь благодаря Транссибу вся Россия и весь мир знает металл Челябинска! - сказал в своем выступлении начальник Южно-Уральской железной дороги Юрий Дьяконов.
Значение Транссиба трудно переоценить. Это не только транспортная магистраль, но и своего рода символ величия России. Построенная в начале века, она существенно укрепила мировые позиции империи. В годы Великой Отечественной войны Транссиб был единственной транспортной артерией задыхающейся в войне страны. Свою благодарность строителям и железнодорожникам во время митинга на перроне передали такие известные люди, как челябинский поэт Константин Скворцов, председатель Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор Валерий Ганичев. А писатель Михаил Алексеев (автор романа "Солдаты", повестей "Хлеб - имя существительное", "Ивушка неплакучая"), родившийся на Смоленщине, поведал слушателям историю своего детского прозвища - Мишка челябинский. В Челябинске служил его отец, однажды к нему приехала супруга. "Узнал, что начат я был здесь:" - закончил прозаик свой рассказ под дружный хохот аудитории. Подробности биографии нашего "земляка" изложены в его романе "Драчуны".
Под занавес митинга была открыта мемориальная доска в честь 100-летнего юбилея магистрали. Точно такая же появилась на Ярославском вокзале в Москве в момент отправления поезда. Третья доска будет во Владивостоке. Все три мемориальных знака изготовлены из южноуральского мрамора в Челябинской области мастерами компании "Коелга-мрамор".
В крайнюю точку Транссибирской магистрали - Владивосток - юбилейный поезд прибудет 18 июля.
Из досье "ЧР"
Протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока)
9288,2 километра
По этому показателю магистраль является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию.
На постройку Транссиба царская казна потратила более миллиарда золотых рублей. Транссиб соединил центр России с ее окраинами, наладил связь с Дальним Востоком, открыл путь к Тихому океану. Великая Сибирская железная дорога строилась 12 лет, причем ее первый участок в марте 1891 года соединил Миасс с Челябинском. В первой половине 1900 года уже был выложен рельсовый путь от Челябинска до Владивостока. В строительстве Транссиба в разное время принимали участие многие известные люди. Западно-Сибирский участок железной дороги (от Челябинска до Новосибирска) возводился под руководством инженера и писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. Сегодня президент России Владимир Путин ведет переговоры с зарубежными странами о том, чтобы продлить Транссибирскую магистраль и подводным путем соединить ее с Японией.
Почему транссибирский экспресс проходит мимо нас?
У читателя может возникнуть вопрос: "Почему поезд "Москва-Владивосток" следует через Екатеринбург, а не Челябинск?" Да, изначальный, так называемый "исторический ход" Транссибирской магистрали имел маршрут "Москва-Самара-Челябинск-Омск". Но вскоре "главный пассажирский ход" Транссиба изменился. Поезд пошел по маршруту "Москва-Екатеринбург-Омск-Иркутск-Владивосток". Он сформировался к началу 30-х годов, когда нормальная эксплуатация более короткой Китайско-Восточной железной дороги стала невозможной из-за военно-политических причин, а южно-уральский исторический ход был слишком перегружен в связи с начавшейся индустриализацией СССР.
Праздник на фоне долгов
Прибытие праздничного поезда в Челябинск испортил скандал, вы-званный неплатежами Южно-Уральской железной дороги в областной бюджет. Правительство области почти в ультимативной форме потребовало от железнодорожников погашения беспрецедентного бюджетного долга на сумму 844 миллиона рублей. В противном случае власти пригрозили обратиться в суд, а также к Президенту России и полпреду в Уральском федеральном округе. Правительство области конфликтует не столько с руководством ЮУЖД, сколько с верхушкой МПС, которая, по данным южноуральских властей, посадила на мель еще несколько российских регионов. "При этом железная дорога отнюдь не бедствует, - считает первый заместитель губернатора Виктор Тимашов. - МПС получает прибыль, но с регионами ею не делится". Губернатора и правительство области беспокоит и то, что железнодорожники начали активно избавляться от объектов социальной сферы, перекладывая расходы по их содержанию на плечи муниципалитетов.
Материал подготовили Сергей КУКЛЕВ, Сергей КРАПИВИН, Евгения МАРКИНА