12-07-01


После Ельцина

Сенатор Евгений Елисеев - о пересмотре отношений между центром и регионами

В разгар летних отпусков не очень активно обсуждается новость, которая в скором будущем повлияет на жизнь российских регионов: распоряжением Президента России создана комиссия по подготовке новых договоров о разграничении полномочий центра и субъектов Федерации. Ее возглавил заместитель руководителя президентской администрации Дмитрий Козак. Впрочем, депутаты Федерального собрания еще не на каникулах, и для них сообщение незамеченным не прошло. С комментария по поводу новых договоров мы начали беседу с членом Совета Федерации от Челябинской области, доктором экономических наук, профессором Евгением Елисеевым в его офисе на Большой Дмитровке в Москве.

- Евгений Александрович, как вы полагаете, почему возникла необходимость пересмотра договоров между субъектами Федерации и центром?

- Эти договоры и практика их за-ключения себя исчерпали, они дезавуированы новыми подходами к построению вертикали власти и вообще реформированием власти. Вопрос этот архисложный. Как разграничивать полномочия - будет определяться преимущественно самим центром, администрацией президента, правительством, президентом лично. Видимо, будет сделана попытка внести большую ясность и определенность в отношения сторон. В принципе, в Конституции России записано, что есть предметы ведения центра, есть - субъектов Федерации, есть предметы совместного ведения. Но правовой базой это не подкреплено.

В частности, особенно сложными являются земельные вопросы. Потому буксует Земельный кодекс, все земельное законодательство. Написано, что земельные отношения являются предметом совместного ведения: 89 субъектов Федерации и центр - 90 субъектов отношений. Один выступил против, не подписал документ - и ничего не сделать. Хотелось бы, чтобы новые договоры исключили возможность принятия центром необоснованных популистских решений вроде Закона о ветеранах. Субъекты Федерации, включая органы местного самоуправления, тоже этим грешат. Надо создать жесткую конструкцию так называемых социальных мандатов, социальных обязательств федерального, регионального, муниципального уровня. Никто не должен принимать таких решений без увязки с общефедеральной политикой. Регионы, конечно, хотели бы больше полномочий, но: Помните, анекдот про льва в зоопарке? Надпись на клетке: "Лев. Съедает в день 50 кг мяса". Один любопытный удивляется: "Неужели съест?" А в зоопарке ему отвечают: "Съесть-то он съест, только кто же ему даст!".

- Удастся ли в этот раз, при заключении новых договоров, добиться равноправия регионов? А то один перечисляет в центр половину собранных налогов, другой - лишь малую часть? Возможно ли вообще равноправие?

- Кто сколько перечисляет налогов - каждый раз приходится отдельно разбираться. Это является предметом некоего торга. Можно определение подобрать более мягкое, но суть одна. Из 89 субъектов в государстве только десять - доноры (в их числе много лет Челябинская область), а 79 - реципиенты. Невозможно сделать так, чтобы у всех был одинаковый процент. У нас есть регионы, имеющие кредиторскую задолженность, равную двум-трем годовым бюджетам. Они живут на дотациях и расходуют не глядя. Мы тоже не идеальны, но сопоставляем свои потребности со своими возможностями. Конечно, мы бы хотели 75 процентов налогов оставлять в области, а 25 процентов отдавать в центр, но мы понимаем, что это нереально. Эти пропорции придется вырабатывать.

- Сейчас много говорят о политике бюджетного федерализма. Это связано с разграничением полномочий?

- Безусловно, связано. Только нужно сначала выработать политику федерализма. Пока членораздельно никто не может сформулировать, что же это такое в действующей политической практике. Жириновский говорит, что нужно всего 14 губерний, Россель - что 30 республик. Федеральных округов создано семь. Нужно выстроить понятную людям политику федерализма, определить четко, что такое федеральное государство и чем оно отличается от конфедерации и государства унитарного. Субъект Федерации должен быть самоокупаемой, самофинансируемой территорией, на которой проживает определенное количество населения. Надо, чтобы все регионы стали самодостаточными, тогда и Федерация будет сильна. Принципом, обручем федеральных отношений должна быть незыблемость конституционных положений о целостности государства, об обязательности внешнеполитических функций Федерации, а не субъектов Федерации. Недопустима даже мысль о том, что субъект Федерации может выйти из состава Федерации. Большевистское право наций на самоопределение, вплоть до отделения - антигосударственный бред.

- Сама процедура перезаключения договоров - это дело не ближайшего будущего?

- Я не думаю, что в этом году появится такой документ, который определит все вопросы по разграничению полномочий, но подходы, по крайней мере, должны быть сформулированы. А дальше работа может продолжаться и год, и два, и три.

- Оправдывает себя система, когда члены Совета Федерации работают на освобожденной основе?

- Я считаю, что президент пошел в правильном направлении, образовав Госсовет. Сегодня ни один губернатор не остается неуслышанным. В Госсовете существуют различные рабочие группы, комиссии, проходят пленарные заседания, есть определенная ротация. Для губернаторов это главнейший момент работы с федеральными органами власти. Им есть где высказаться, выговориться, пар спустить. Совет Федерации использовался во многом и для этого. А верхняя палата - это парламент с совершенно конкретными конституционными функциями. формирование палаты на постоянной основе - правильный подход. Другое дело - какие именно персоны займут 178 кресел сенаторов, насколько эти люди будут профессиональны, насколько профессионален будет аппарат. В аппарате Совета Федерации сейчас около 700 человек. Среди них более половины кандидатов и докторов наук. Сенаторы с такими кадрами, я надеюсь, могут двинуть законодательное поле вперед.

Вот недавно рассматривали закон о запрете вывоза лома цветных металлов за границу. Госдума приняла, а мы проголосовали против. Нас обвинили: новые сенаторы пришли, не знаете жизни, выступаете против интересов народа. Принятие закона, запрещающего вывоз цветного лома, не выход. Лом можно вывезти в Казахстан, в Белоруссию без ограничений. Как снимали провода со столбов, так и будут снимать. Решение проблемы в другом. В стране, в любой точке земного шара, где зарплата человека эквивалентна 10 килограммам алюминия по цене, алюминий будут красть всегда. Должна быть нормальная заработная плата у людей, тогда человек не полезет на провода и не будет подвергать свою жизнь опасности.

- Евгений Александрович, вы координируете свою позицию с позицией губернатора? Вы по всем вопросам выступаете заодно?

- Меня часто спрашивают, насколько я зависим от губернатора. Многие, особенно журналисты, хотят услышать, что я независимый. А я по-другому спрошу: а что, губернатор зависим или независим от тех ситуаций, которые происходят в области? Губернатор объективно вынужден отражать интересы области, интересы товаропроизводителей, которые работают на ее территории. Я являюсь представителем губернатора в Совете Федерации, я выступаю с позиций губернатора.

Интервью взяла Галина АБАКУМОВА

Челябинск-Москва