12-07-02


"Радость жизни" под угрозой

Кто может спасти роспись Константина Фокина на стенах бывшего ресторана "Уральские пельмени"?

Олеся ГОРЮК

Челябинск

Передо мной две публикации. Первая - ""Радость жизни" - радость творчества" - появилась в 1979 году. В ней сообщается об открытии монументальной росписи Константина Фокина "Радость жизни" в ресторане "Уральские пельмени". По всем параметрам это было грандиозное событие. Двое художников, Фокин и помогавший ему Николай Черкашин, трудились над своим детищем семь месяцев, осваивая изобразительное поле площадью в 132 квадратных метра - размах даже для монументальной росписи небывалый. На открытии впервые в городе была собрана пресс-конференция, в которой приняли участие художники, архитекторы, искусствоведы.

Почти через двадцать лет выходит вторая публикация о росписи, написанная самим Фокиным и названная "Мы загубили "Радость жизни"". Появились первые признаки порчи, художника не приглашали провести реставрацию, и это его беспокоило. После выхода статьи события продолжали развиваться. Ресторан остался без собственника и несколько лет пробыл в подвешенном состоянии. Но вот "Пельмени" покупает успешный и известный в области бизнесмен Дмитрий Еремин, владелец ресторанов "Белое солнце", "Тамерлан" и "Сицилия". Роспись "Радость жизни" оказывается в его руках. Некоторое время вопрос, что с ней делать, оставался нерешенным, все внимание было отдано строительству примыкающего к ресторану боулинг-клуба. Нынешним летом реконструкция "Уральских пельменей" возобновилась.

А ля рюс

Дизайнер Ольга Вавилова показывает мне проект будущего интерьера. Первый этаж предполагается оборудовать в стиле "а ля рюс" с вертящейся мельницей и прочей сельской атрибутикой. На втором этаже разовьется тема города.

- Мы внимательно рассмотрели роспись, - рассказывает Вавилова. - Если бы там был хоть какой-нибудь городской пейзаж или хотя бы сельский, ее можно было бы оставить. Да, есть снопы, но есть серп и молот, а кому эта советская тематика сейчас нужна? Поэтому на втором этаже мы решили сделать новую роспись.

- Приходится выбирать - ресторан или музей, - считает Дмитрий Еремин. - Мы провели опрос среди людей, которым средства позволяют ходить в такие заведения, и большинство сказало, что не хочет видеть там старую роспись. А правильный дизайн - это половина успеха. Поэтому придется либо полностью изменять стены, либо сохранить фрагменты прежней росписи.

Визитная карточка

В принципе все верно: здание полностью в распоряжении собственника, и он вправе делать с ним все, что пожелает. А монументально-декоративная живопись была очень популярна в советское время, не каждая работа была стоящей, и сохранить все просто немыслимо. Но "Радость жизни" - особенный случай.

По сути, она не имеет в себе ничего советского. На восьми частях запечатлены обычные проявления человеческой жизни: свадьба, игры, труд, танцы, застолье и т.д. Все это дано в двух временных планах - настоящем и вечном. В настоящем - друзья и знакомые художника, ныне известные в городе люди, изображенные на стенах ресторана в непривычных для себя амплуа. В вечном - Андрей Рублев, Пушкин, Чайковский, Рихтер и Ростропович. В 1979 году, когда кроме сталеваров и доменщиков на стенах ничего не писали, это было очень смело, и Фокин долго пробивал свою идею в Союзе художников. Максимум на что согласились - отдать под роспись ресторан. Так в "Уральских пельменях" осталась лучшая работа одного из самых талантливых наших монументалистов.

Роспись сразу же стала визитной карточкой города, показать ее водили всех приезжих знаменитостей. Ей восхищались, а нам завидовали.

Роспись или евроремонт?

Но признание было негласным и дальше устных восторгов не распространялось. Возможно, если бы кто-то сверху увековечил свое слово на бумаге, сохранить ее было бы легче.

В городе есть две организации, занимающиеся охраной памятников. В их ведении находятся природные, архитектурные памятники и скульптура. Произведения монументальной живописи, в их числе и "Радость жизни", не входят в разряд памятников, и уничтожение их не нарушает букву закона.

Ситуацию можно исправить, если собрать экспертную комиссию, но для этого опять же нужна инициатива, а кроме Константина Фокина, поговорившего как-то с Ереминым, ее пока никто не проявил.

Говорят, для родителей главное несчастье - пережить своих детей. А для художника - пережить свои творения, исключая те, которые сам автор считает неудачей. В то же время известно, что каждая новая эпоха не щадит культурные ценности предыдущей, и горе тому, чья жизнь прошла по грани двух эпох.

Современный дизайн уже поглотил несколько городских росписей.

- Мы пришли в Гипромез, чтобы сфотографировать Людмилу Костину на фоне ее замечательной росписи в конференц-зале, но вместо росписи увидели стеновые панели, - вспоминает Константин Фокин. - Никто даже не связался с художником. Но у меня сохранились старые фотографии, которые я отдам в новый альбом о челябинских художниках, там все росписи будут на своем месте.

"Радость" под картоном

В последнее десятилетие художественное пространство Челябинска строится как-то само по себе. Появляются новые здания, памятники, места отдыха, и все это без обсуждения с художниками, архитекторами, искусствоведами. Одни объекты неожиданно появляются, другие столь же неожиданно исчезают.

Начальник областного управления культуры Владимир Макаров заявил, что о проблеме "Уральских пельменей" впервые слышит из уст вашего корреспондента, а для того, чтобы ее решить, нужно собрать экспертный совет. То же самое сообщил и директор Центра историко-культурного наследия Челябинска Владимир Боже.

Кажется, и сам Дмитрий Еремин был бы готов к такому обсуждению. В беседе со мной он поинтересовался, имеет ли роспись большую ценность.

- Как бизнесмен я не намерен уничтожать те произведения искусства, которые действительно представляют интерес. Те, кто раньше восхищался росписью Фокина, сейчас на пенсии и в ресторан не пойдут. Но, может быть, через какое-то время на нее вновь обратят внимание, а дизайн ресторана все равно должен меняться через каждые четыре года.

На совещании дирекции "Уральских пельменей" было решено сделать поверх росписи вторые стены из гипсокартона, которые впоследствии можно будет убрать. Однако сохранить под ними стену довольно сложно, повреждения все равно будут, и нет гарантии, что художник успеет произвести реставрацию. Фокин вспоминает аналогичную ситуацию с рестораном "Арктика" (сейчас клуб "Арбат"), где тоже была его роспись. Стены сначала закрыли гипсокартоном, потом сделали ремонт, и ничего не осталось. n