12-07-97


Немецкие моторы с уральским акцентом

В Миассе начали собирать автомобильные двигатели ХХI века

Щедра история на парадоксы! Моторный цех - самый старый на "УралАЗе". В 1942 году здесь был собран первый карбюраторный двигатель для "ЗИС-5". Ветеранам второй мировой этот грузовик известен как "Захар" - фронтовой трудяга, помогавший громить немецко-фашистских захватчиков. 55 лет спустя в том же самом моторном цехе состоялось не менее значимое событие: президент немецкой фирмы "Дойтц" А. Шнайдер и президент АО "УралАЗ" Ю. Горожанинов собрали первый лицензионный двигатель. В какой-то мере он символизирует путь, пройденный двумя нашими народами, - от военного противостояния к взаимовыгодному сотрудничеству.

О принадлежности двигателей фирмы "Дойтц" грядущему тысячелетию сказано не ради красного словца. Они в пять раз долговечнее российских аналогов, выпускаемых на Ярославском моторном и Камском автомобильном заводах. По выбросам вредных веществ cоответствуют стандартам Евро-III (экономически развитые страны, тщательно следящие за состоянием окружающей среды, намерены ввести их в недалеком будущем). Автомобили, бегающие по российским дорогам, должны отвечать стандартам Евро-I. Эту возможность дадут им лицензионные двигатели мощностью от 250 до 600 л. с., работающие на дизельном топливе и охлаждаемые водой. При необходимости в дальнейшем их можно будет модернизировать, добившись соответствия более высоким евростандартам.

Новый двигатель - результат детельности российского-германского СП "ДойтцУралДизель". Договор о его создании "УралАЗ" и "Дойтц" подписали в январе прошлого года. Подобно моторному цеху в годы войны, сборочный участок отремонтировали и оснастили в рекордно короткие сроки. Пока здесь будут собирать около тысячи двигателей в год. А когда цех сдачи автомобилей переедет в главный корпус, и освободившиеся площади переоборудуют для СП, ежегодное производство моторов постепенно доведут до 20 тысяч штук.

Осуществление программы займет три года. Впрочем, ее судьба напрямую зависит от скорости выделения инвестиций. Технико-экономическому обоснованию проекта государственная экспертиза дала положительную оценку. Окончательный "приговор" должно вынести Министерство экономики РФ.

Автозаводцы надеются, что роль инвесторов возьмут на себя правительства - федеральное и областное. Их надежды не лишены оснований. Двигатели с подобными экономическими, экологическими и эксплуатационными характеристиками в нашей стране доселе никто не выпускал. Ими можно комплектовать не только "Уралы", большегрузные "Урал-Ивеко" и "УралТраккеры", но также тракторы и автобусы.

У предлагаемого автозаводцами проекта есть еще один немаловажный аспект. Первые лицензионные двигатели на 95 процентов состоят из комплектующих, закупаемых в Германии. Отечественные в них - лишь маховик, картер маховика, зубчатый венец и стартер. Однако стратегия развития производства подразумевает постепенное замещение импортных узлов и деталей нашими, российскими. Переговоры об участии в межзаводской кооперации СП "ДойтцУралДизель" провело с Челябинским тракторным, Екатеринбургским турбомоторным и Уральским автомоторным заводами, предприятиями Ижевска и Самары. Поэтому производство двигателей в Миассе может стать локомотивом, который потащит за собой отечественное машиностроение.

Экономический эффект почувствуют на себе и автотранспортники. Лицензионные двигатели пока в 2,5 раза дороже российских. Но в течение нынешнего года СП планирует заменить некоторые импортные навесные агрегаты изготовленными в нашей стране. Это удешевит автомобили почти на 10 млн. рублей.

Ольга АЙЗЕНБЕРГ.

(Наш корр.).

г. Миасс.