12-08-00


Горькая напраслина

Ах, как Александру Исаевичу Солженицыну хотелось доказать, что не Шолохов, а кто-то другой, кто бы то ни был, написал роман "Тихий Дон"!..

А почему, однако?

Почему он так, до ослепления, жаждал разоблачения "Первого Писателя СССР"?

Или тесно писателям в литературе?

То Александр Исаевич как довод приводил переданный ему рассказ ростовского писателя Петрова-Бирюка, который за ресторанным столом Дома литераторов в Москве вспомнил, что в 1932 году "к нему явился какой-то человек и заявил, что имеет полные доказательства: Шолохов не писал "Тихого Дона".

То Александр Исаевич возлагает надежды на то, что автором "Тихого Дона" является донской писатель Федор Крюков. Отдельные места в рассказах Крюкова, как находит Солженицын, "почти гениальные", но "разводнены пустоватыми, а то и слащавыми соединениями".

То Александр Исаевич берет на веру то, что "дописывал "Тихий Дон" и писал "Поднятую целину" - опять-таки не Шолохов, но тесть его Петр Громославский".

А может быть, была надежда, "Тихий Дон" написал Роман Кумов, автор закопанной в донскую землю рукописи романа "Пирамида"?

Поиски автора "Тихого Дона" начались сразу после опубликования романа. Главный аргумент: Шолохов слишком молод для эпопеи. В апреле 1930 года сам Шолохов писал А. Серафимовичу, что "получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл "Тихий Дон" у критика Голоушева - друга Л. Андреева". "Что мне делать, Александр Серафимович? - спрашивал Шолохов. - Мне крепко надоело быть вором". И еще: "За какое лихо на меня в третий раз ополчаются братья-писатели?"

Действительно, почему писатели копали под Шолохова?

Солженицын и Шолохов впервые встретились 17 декабря 1962 года, когда Н.С. Хрущев собрал творческую интеллигенцию на крупный разговор. Как раз после встречи в вестибюле с Хрущевым Солженицын направился в зал и увидел, что у дверей "стоял малоросток Шолохов и глупо улыбался". "Он выперся сюда, назад, - пишет Солженицын, - тоже присутствовать, как царь литературы. Но Хрущев миновал его стороной, а мне предстояло идти прямо на Шолохова, никак иначе. Я шагнул, и так состоялось рукопожатие". Далее: "Но и - тоскливо мне стало, и сказать совершенно нечего, даже любезного.

- Земляки? - улыбался он под малыми усиками, растерянный, и указывая путь сближения.

- Донцы? - подтвердил я холодно и несколько угрожающе".

Однако не все так однозначно. Рукопожатие случилось 17 декабря, а уже через три дня Солженицын посылает в Вешенскую открытку, чтобы "выразить вам мое неизменное чувство: как высоко я ценю автора бессмертного "Тихого Дона". Вот так:

Это можно понять: Солженицын не любит Шолохова. Но почему он к нему так несправедлив? Когда в 1965 году автор "Тихого Дона" стал Нобелевским лауреатом, Солженицын обвинил Запад в том, что он "сунул" премию "в палаческие руки Шолохова".

Сам я рассуждаю так: автор "Тихого Дона" - писатель большой, великий. Если он, икс, написал роман уже в возрасте, во второй половине жизни, значит, он успел написать что-то еще, заметное, значительное. Кто это? Такое имя неведомо. Если же он одолел роман в молодости, то почему им не мог быть Шолохов?

Теперь-то рукописи найдены, сомнения отпали. Осталась одна горечь. n

Михаил ФОНОТОВ

Обозреватель