12-08-05


Спасенный небом

Семь малоизвестных фактов из жизни легендарного летчика и экс-замминистра гражданской авиации Бориса Грубия

15 августа 2005 года челябинскому авиапредприятию исполнится 75 лет. Накануне мы разыскивали столичные координаты исторической личности - первого командира Челябинского объединенного авиаотряда Бориса Грубия. На Южном Урале в начале 60-х он начинал свой путь рядовым пилотом, а к концу 70-х работал уже заместителем министра гражданской авиации. Судьба Бориса Дмитриевича как пилота тоже уникальна. Он покорил Южный и Северный полюс (таких летчиков во всем мире единицы!), руководил эксплутационными испытаниями ТУ-144, спасал арктическую экспедицию и разгонял радиоактивные тучи над Чернобылем:

Однако узнать мысли Бориса Дмитриевича по поводу родного для него Челябинского авиапредприятия, где он начинал свою карьеру, не удалось. Как оказалось, легендарный летчик ушел из жизни недавно - в октябре 2004 года, не дожив до юбилея ЧАПа десять месяцев. Подготовить материал о Борисе Грубии мне помогли ветеран Челябинского авиапредприятия Борис Слободенюк и сын Бориса Грубия Василий Борисович, который остался верен отцовской профессии - летает бортоператором на ИЛ-76 авиакомпании "Тэсис".

1. Долгая дорога в небо

Путь в небо у Грубия был извилистый. В райкоме комсомола ему дали путевку в военное училище. И Борис решил почему-то стать танкистом. "Зачем тебе сидеть в танке? - удивился инструктор райкома. - Иди лучше в пилоты!" "В летчики так в летчики", - согласился Борис. Он успешно сдал экзамены в Конотопское штурманское училище, но его по каким-то причинам решили расформировать. Грубий переправляет документы в Уманьское училище, но там новая неприятность: на медкомиссии у него обнаруживают туберкулез. Приговор медиков звучит как гром среди ясного неба. Борису выдают белый билет. С грустным настроением он возвращается домой. Возможно, Грубий так и не стал бы летчиком, если бы в поезде ему не попалась заметка в газете о наборе в училище гражданской авиации в Киеве. Решение было принято мгновенно. Не доезжая до дома, Борис выходит на ближайшей станции и "зайцем" едет в столицу Украины. Из личного дела выдирает страницы о туберкулезе и : успешно проходит (к своему удивлению!) медкомиссию. Получает направление в Бугурусланское летное училище, которое успешно заканчивает в 1954 году.

2. Спасибо Челябинску

В Баландино Борис Дмитриевич оказался в 1958 году и был зачислен в штат командиром на ЛИ-2. Он всегда с благодарностью вспоминал "челябинский период" как один из лучших в его жизни. Считал, что ему очень повезло с дружным коллективом и опытными наставниками. Через много лет называл фамилии Ковбота, Хатынского, Шиблева, Рожнова, Шилова, Курбатова и других ровесников-сподвижников, своих учителей в летном деле - Таршина, Чикалина: Говорил о том, что в те годы в Челябинском аэропорту была какая-то особая атмосфера, которая способствовала раскрытию способностей. Весной 1959 года Борис Дмитриевич стал пилотом-инструктором, в январе 1961 года - заместителем командира летной части. А чуть позже в Баландино создается Челябинский объединенный авиаотряд, первым командиром которого пророчат Грубия. Он поначалу отказывается, считая, что слишком молод для этой должности (ему не было и 30), но коллеги-летчики с присущим тому времени оптимизмом говорят: "Соглашайся. Не подводи коллектив. Мы тебе поможем". Так был заложен фундамент для стремительной карьеры нашего героя как пилота и руководителя.

3. Полеты без происшествий

Однажды к новоиспеченному начальнику зашел "гроза пилотов" - бывший глава Уральского управления гражданского воздушного флота Руслан Барабохин.

- Позволь по-дружески дать тебе совет, - начал он. - Теперь у тебя много забот. Ты отвечаешь за все, в том числе за строительство взлетной полосы, возведение гостиницы и так далее и тому подобное. Но ты же ни черта не понимаешь ни в строительстве, ни в гостиничном хозяйстве. Это, конечно, плохо. Но не смертельно. Пусть гостиница и полоса вступят в строй чуть позже намеченного. Главная твоя задача, пока ты у руля, - не допустить авиационного происшествия, не потерять самолеты и людей. И в этом случае, даже когда ты уйдешь отсюда, о тебе будут вспоминать по-доброму.

Грубий запомнил это напутствие и старался в первую очередь следить за безопасностью полетов. За время его руководства каких-либо серьезных происшествий в аэропорту Баландино не случилось. Традиция эта сохранилась и в дальнейшем. Во всяком случае, за всю историю существования Челябинского авиапредприятия по вине летчиков не случилось ни одной авиационной аварии, повлекшей за собой гибель людей.

4. Трактор для секретаря обкома

В начале 60-х годов в Баландино еще не было бетонного покрытия. С этим связана одна курьезная история, о которой вспоминал Борис Дмитриевич. Однажды лето выдалось на редкость дождливым. ЛИ-2 взлетали и садились на возвышенной части аэродрома с грунта. И тут выясняется, что секретарю обкома надо срочно лететь в Свердловск, а потом в Москву. Но летное поле настолько раскисло, что до самолета, стоявшего на пригорке, добраться было невозможно. Ни пешком, ни даже на автомобиле. Для доставки на борт секретаря обкома пришлось задействовать : трактор. К нему прицепили деревянную платформу, которая использовалась для укатки снега. На нее водрузили первое лицо области, которое с горем пополам "доплыло" до самолета. Улетая в Москву, забрызганный грязью секретарь обкома клялся построить лучшую на Урале взлетную полосу. И действительно, очень скоро в аэропорту началось возведение бетонки. Взлетно-посадочная полоса вступила в строй в Баландино в 1963 году.

5. "Как я мог оказаться на месте Пауэрса"

К челябинскому периоду жизни Бориса Дмитриевича относится еще одна курьезная история, которая, впрочем, при некоторых обстоятельствах могла стать трагической. Дело было 1 мая 1961 года. Грубий был за штурвалом самолета, возвращавшегося в Челябинск. Ему хотелось побыстрее оказаться дома, где уже был накрыт праздничный стол. Но вдруг по радиостанции поступает команда "Ковер!" (всем садиться), чего делать явно не хотелось. Да и по радиокомпасу команда не дублировалась. "Значит, ничего страшного, - сказал Грубий радисту, - летим дальше, не обращаем внимания".

В Челябинском аэропорту все стояли на ушах: "Ты с ума сошел? Почему не выполнил команду? Хотел, чтобы тебя сбили вместо Пауэрса?" "Откуда же я знал, что в этот день будут сбивать американского шпиона?" - удивлялся Грубий.

6. Наш человек в министерстве

В 1970 году в Самаркандском аэропорту произошла трагедия. При заходе на посадку ИЛ-86 задел крылом гору и разбился. В этом же году Борис Грубий заканчивает учебу в высшем авиационном училище гражданской авиации. Его направляют в Узбекистан - укреплять дисциплину и наводить порядок. Через три года министерство гражданской авиации признает узбекское управление одним из лучших в стране. Грубий замечен, а через год назначен замминистра гражданской авиации СССР по летной службе.

Под его руководством завершаются испытания аэробуса ИЛ-86, готовится полет в Антарктиду: Дела у молодого и энергичного замминистра идут хорошо, может быть, слишком хорошо. Что не мог не заметить его непосредственный начальник - министр. В 1980 году Грубию пришлось уйти с занимаемой должности. Обычно руководителям такого ранга после ухода в отставку предлагали возглавить крупное предприятие или какое-нибудь КБ, НИИ. Борису Дмитриевичу не предложили ничего. И он пошел работать : вторым пилотом на самолет ИЛ-86.

7. Секрет везения

О его судьбе можно писать книгу: о том, как он возглавлял комиссию по испытаниям ТУ-144, покорял Антарктиду, сидя за штурвалом ИЛ-18Д, вел в 1987 году атомный ледокол "Сибирь" по Северному ледовитому океану, помогал эвакуировать арктическую экспедицию с Северного полюса, "разбивал" облака над Чернобылем:

Между тем сам Борис Дмитриевич, человек, не склонный к саморекламе, оценивал свои способности скромно. Он признавался, что в жизни встречал много людей, которые умнее, образованнее, собраннее его. Но они не добились и десятой части того, что легко давалось Грубию. Многие считали, что ему просто везло. За всю богатую летную биографию у него был один-единственный чрезвычайный случай, когда еще на Ли-2 отказал один двигатель (не считая эпизода с Пауэрсом). Однако все обошлось.

В чем же был секрет "везения" первого командира Челябинского авиаотряда? Он сам считал, что кто-то свыше вел его по жизни и оберегал от неудач. А это было наградой за его верность профессии, которую он никогда не предавал. Ведь он садился за штурвал самолета, будучи даже заместителем министра. В первую очередь он был высокопрофессиональным летчиком, а потом уже мужем, руководителем и т.д.

И еще Грубий никогда не унывал, даже в плохом умел находить положительные моменты. В начале 90-х не лил крокодиловых слез по поводу положения в авиации, а создал частную компанию "Добролет". Всю жизнь его спасало небо:

Александр СКРИПОВ