12-08-06


Лев Эренбург идет на "Грозу"

Стоило питерскому режиссеру приступить к работе над самой известной пьесой Александра Островского, как на Магнитку обрушились небывалые грозы

Геннадий ГРИГОРЬЕВ

Магнитогорск

Его в Магнитке ждали, но боялись. Лауреат всевозможных театральных премий, номинант "Золотой маски-2006", автор нашумевшей постановки по горьковской пьесе "На дне" режиссер из Санкт-Петербурга Лев Эренбург приступил в магнитогорском драмтеатре к репетициям спектакля "Гроза". Автор - хрестоматийный Александр Островский. Ура! - ликуют магнитогорские оптимисты - впервые после ахадовской эпохи на сцене нашей драмы появится пьеса "русского Шекспира". Ну-ну, сомневаются околотеатральные скептики. Они-то знают, что классика от худрука Небольшого драматического театра - это далеко не вздохи на скамейке и уж совсем не пространные монологи рефлексирующих героев.

- Лев Борисович, совпавшие с работой над "Грозой" одноименные атмосферные явления - это знак?

- Пусть это будет добрым знаком. В таких случаях говорят: думать нужно так, как будто бы Бога нет, а жить так, как будто бы он есть. В данном случае как раз хочется думать, что кто-то нам по-доброму подмигивает.

- А можно немного отмотать пленку назад? Вспомнить, как появилась идея поставить Островского в Магнитогорске?

- Знаете, я могу позволить себе эту роскошь - ставить то, что мне в данный момент нравится. Идея эта родилась в Магнитке. Во время этюдных просмотров мне вдруг показалось, что "Гроза" может быть здесь прочитана с поворотом на сегодняшний день. Сразу оговорюсь: речь идет вовсе не о каком-то "модерне" или киче. У Катерины не вырастут крылья, никто не полетит на воздушном шарике: Но так уж получилось, что ваш город знает многие мои спектакли и, пригласив сюда, выдает тем самым определенный кредит доверия.

- А труппа театра в ее сегодняшнем состоянии готова воспринять концепцию, которую предлагает Эренбург?

- Концепция - это слово не из моей обоймы. Я никогда никому не навязываю никаких трактовок и концепций, а опираюсь на актерскую импровизацию. Я бы так сказал: мы все вместе пытаемся нащупать сегодняшний вариант хрестоматийной пьесы. И кое-что в ходе работы уже находим.

- В постановке "На дне" вы, по мнению критиков, от Горького камня на камне не оставили. Не ожидает ли эта участь другого классика?

- По моим личным ощущениям, все истинно горьковское в спектакле мною сохранено. Просто кое-что, заложенное Алексеем Максимовичем между строк, стыдливо заретушированное, я сделал более выпуклым, более рельефным. И хотя пишут, что Эренбургу-де авторский текст неинтересен, я всегда в первую очередь апеллирую к драматургу, к его тексту. Иначе и быть не может. Плюс - попробуем (я имею в виду и режиссера, и актеров) достать по поводу Островского что-то из себя.

- Лев Борисович, разрешите задать банальный вопрос? Про что будет этот спектакль?

- Про что? Знаете, есть природа, в природе - стихии: ураган, море, гроза: Это явления малопредсказуемые, часто губительные, идущие вразрез с видимой логикой бытия. Такая же природа и у человеческих страстей - любви, зависти, ненависти: И Островский, на мой взгляд, эту мысль в пьесу заложил: человек нередко оказывается беззащитным перед самим собой. "И от судеб защиты нет"...

- Это вы Шекспира процитировали?

- Нет, кажется, это Баратынский сказал. Но так или иначе, в Островском очень много шекспировского. Недаром же его в свое время называли "русским Шекспиром".

- Вернемся к спектаклю "На дне". На "Золотой маске" он очутился неожиданно для вас?

- По крайней мере, такой целью я не задавался. Когда ставишь перед собой ориентир - завоевать ту или иную регалию, как правило, проигрываешь. Работать надо. И стараться получать удовольствие от этой работы. "Маска" - фестиваль сложный, очень официальный, если хотите - придворный. Там крутятся большие интересы. Поэтому я со всем своим жизненным опытом на какие-то награды не очень и рассчитывал. Но "засветиться" на главном театральном фестивале важно. После всего того, что о нас написали, после тех дипломов, которые мы получили, НеБДТ стал своеобразной достопримечательностью города Ленинграда. Нас заметили на самом высоком уровне, и, возможно, благодаря этому театр в обозримом будущем обретет, наконец, крышу над головой. Говорил же в свое время мой учитель Георгий Александрович Товстоногов: "Учиться можно на чем угодно, а научиться - только на успехе".

- Ваш театр недавно был с гастролями в Чехии. Как горьковско-эренбургских маргиналов воспринимают в благополучной Европе?

- Очень хорошо. Хотя поначалу было тревожно: такая аккуратная, "причесанная" Чехия: Почти игрушечная: И наши страсти, которые мы изображаем на сцене: Как это совместить? Но чешский зритель, несмотря на 37-градусную жару, следил очень внимательно, реагировал хоть и сдержанно, но именно в тех местах, где это важно. А потом стоя аплодировал минут десять.

- За Небольшим драматическим театром закрепилась слава эпатажного коллектива. Шпилька заложена уже в самом названии:

- Когда в 1999 году встал вопрос о названии, мы долго ломали голову. Ведь в имени должна отражаться сущность театра. Название НеБДТ придумали студенты моего курса. Не бог весть, сколько здесь смысла заложено, но зато в наличии некая хулиганская задоринка. И им это очень нравилось. Я не сильно сопротивлялся.

- Лев Борисович, редкий рецензент, пишущий о вас, отделывается от искушения упомянуть о медицинском образовании театрального режиссера. Вы что, в самом деле, в прошлом врач?

- Почему в прошлом? Я и сейчас работаю хирургом, общий врачебный стаж двенадцать лет. Как получилось? Просто на тот момент так все сошлось, что мне не очень хотелось заниматься театром. Я ведь не всегда режиссером был. Поработал и актером, и таксистом: Но полученное уже в зрелом, сорокалетнем возрасте медицинское образование накладывает, конечно, свой отпечаток. Мироощущение становится иным, по-другому смотришь на людей, на их взаимоотношения, их судьбы.

- У вас довольно известная фамилия. Родственными узами с советским писателем Ильей Эренбургом не связаны?

- До недавнего времени я был убежден, что таких связей не существует. Но совсем недавно получил письмо из Челябинска. Некая жительница этого города (кстати, тоже по фамилии Эренбург) сообщает, что провела исследование. И в этом письме она утверждает, что между моей "веточкой" и "веточкой" Ильи Григорьевича существует дальнее родство. Насколько эта версия верна, судить не берусь. Не проверял.

Лев Эренбург родился 10 ноября 1953 года в городе Сталинске (ныне - Новокузнецк, Кемеровская область). Окончил Томский госуниверситет, Новосибирское театральное училище, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино, где обучался на отделении режиссуры драмы у Георгия Товстоногова, медицинский колледж по специальности зубной врач. Днем он - практикующий хирург-стоматолог, вечером - главный режиссер и худрук Небольшого драматического театра. Руководимый Эренбургом Небольшой драматический театр (его еще шутливо называют НеБДТ) был создан 1 сентября 1999 года на базе выпускников одного курса Ленинградской театральной академии. Вся труппа НеБДТ - 14 актеров и 4 человека в цехах. Пока у театра нет своего здания. Спектакли идут на малой сцене Театра имени Ленсовета. В репертуаре НеБДТ всего три спектакля - "В Мадрид! В Мадрид!", "Оркестр" и "На дне". Критики называют их шокирующе-непристойными, отдающими неким средневековым натурализмом.