13-02-04


"Окно" на волю

В областной психоневрологической клинике N 1 некому охранять помещенных на лечение преступников

Бегство пациентов из этого лечебного учреждения, увы, не редкость. Душевнобольные люди периодически уходят из-под надзора врачей в "самоволку": отправляются навестить родственников или просто прошвырнуться по городу. Страшно, когда из клиники бежит преступник, определенный туда на принудительное лечение. Мало ли на что толкнет такого "психа" его искаженное сознание. Что помешает ему пойти на новое преступление? Ведь "срок" ему все равно не светит: суд освободит душевнобольного от уголовной ответственности и вновь направит на принудительное лечение. Возможно, в ту же самую клинику.

В прошлом году "Челябинский рабочий" подробно рассказывал о двух побегах преступников из областного психоневрологического диспансера. Первый произошел сразу после нового года. Ночью пятого января двое больных распилили оконные решетки и ушли на волю. Один из сбежавших - 25-летний парень - попал на принудительное лечение после совершения убийства с диагнозом "органическое расстройство личности". Второй - 27-летний шизофреник - был арестован за незаконный оборот наркотиков.

Другой случай был зафиксирован 17 мая. Из больницы тогда сбежали сразу трое преступников, направленных для прохождения судебно-психиатрической экспертизы: 19-летний парень из Южноуральска, 17-летний житель Сатки и 16-летний житель Миасса. Все они были приговорены к лишению свободы за кражи. В клинике пациенты выкрали ключи у медсестры и скрылись.

Последний побег произошел совсем недавно - в середине января. Бежал 35-летний житель поселка Мирный Красноармейского района, находившийся на принудительном лечении после совершения разбойного нападения. Сговорившись с другим пациентом, преступник "растворился в пространстве". Причем все вопросы корреспондентов "Челябинского рабочего" о психическом состоянии, причинах и, главное, "сценарии" побега остались без ответа. Сотрудники клиники от каких-либо комментариев отказались, сославшись на то, что это закрытая информация.

Завесу тайны над побегами из "закрытого" учреждения приоткрыл Сергей Быков, бывший санитар 10-го отделения клиники, откуда в последний раз бежали пациенты. Он сообщил, что дело не в халатности персонала, а в его нехватке.

- Как мы можем следить за пациентами, если в мужском отделении вместо 16 человек работают 7, и все - женщины!- отверг он криминальную версию побегов.- В отделении же находятся 70 психически невменяемых, но физически здоровых мужиков - по 10 на каждую женщину. И это днем, а ночью остается одна дежурная. Что она может сделать?

- У них зубы заболели, - сообщил санитар подробности последнего побега. - И пришлось их вести на консультацию в поликлинику. Обычно я с ними хожу - они тогда смирные, надевают наши пронумерованные фуфайки. А тут меня перевели в другое отделение, и больных повела наша буфетчица. Она уже в возрасте, куда ей за преступниками гоняться.

Такая же проблема с кадрами и в остальных восьми мужских отделениях клиники. И во всех, по словам С. Быкова, содержатся душевнобольные преступники. В идеале они должны находиться в одном - специальном. Однако мест там постоянно не хватает, и пациентов с уголовным прошлым разбрасывают по всем остальным. Вот и бегут с общего, вольного режима.

Михаил Щетинин, старший уполномоченный отдела уголовного розыска Центрального РУВД:

- Милиция помогает психиатрам практически в каждом инциденте с "уходом" больных. Однако в последний раз обошлось без вмешательства правоохранительных органов.

В начале января нынешнего года руководство психоневрологической больницы сообщило, что один из больных самовольно покинул территорию медицинского учреждения. Но затем к нам поступила информация, что сбежавший пациент через пару дней самостоятельно вернулся в свое отделение. Пообщался, так сказать, с родственниками - и обратно:

Между тем сбежавший Ржаев до помещения в больницу, угрожая ножом, отобрал у прохожего несколько червонцев.

Евгений Занин, главный врач клиники:

- Несколько пациентов действительно покинули медицинское учреждение. Однако квалифицировать их действия как побег нельзя. Более правильная формулировка - "самовольный уход". Существует закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Сотрудники больницы действуют в соответствии с этим законом. Если больной, например, находится в отделении с общим режимом, кто разрешит насильно удерживать его в четырех стенах? Конечно, о тех, кто склонен к побегу, санитар обязан сообщить начальству. Но какие-либо самостоятельные меры в отношении больных санитарам запрещены.

Работа у нас считается тяжелой: сотрудники получают 25-процентную надбавку за вредность. Тем не менее персонала не хватает.

Материал подготовили Алексей ПОТАПОВ, Анастасия БЕРСЕНЕВА, Михаил ПИНКУС