13-02-04


Аленка повесилась

15-летние подростки чаще других решаются на уход из жизни

Анатолий ЛЕТЯГИН

Южноуральск

Школа-девятилетка отходит от шока: со дня гибели ее ученицы Алены М. прошло уже достаточно много дней, скоро отмечать сороковины. Трагедия разыгралась воскресным вечером. Алену нашли повесившейся в бане отчего дома. Что тут сказать: Когда добровольно расстаются с жизнью взрослые и старые люди, их поступок как-то можно если не принять, так понять и со случившимся смириться. Но Алене было пятнадцать лет, и ее отчаянный поступок можно лишь пытаться объяснить. Это и делают родственники Алены, школьные педагоги, прокуратура. С одинаковым результатом: на главный вопрос "Почему?" ни у кого нет ясного ответа. Действительно, что было в тот миг в голове девчонки-подростка, когда тайком открыла баню, включила свет, зашла в парилку, приладила петлю?

...Она появилась на свет после брата. Когда родители заводят двоих детей, значит, рассчитывают на счастливую совместную долгую жизнь. А тут к тому же родилась девочка, мамина помощница по жизни и надежда родителей в старости. Но с появлением дочки счастья в семье не прибыло. За воровство загремел в места не столь отдаленные отец. По данным следствия, сделал туда не одну ходку. Запила-загуляла мать, а затем, когда Алене было всего-то два годика, вообще ушла из семьи. Хорошо, что рядом живут бабушка с дедушкой, родные тетя и дядя - с ними девочка росла и воспитывалась. Трудно сказать, что послужило причиной (возможно, пристрастие родителей к спиртному), только со временем выяснилось, что Алена отличается от своих сверстниц - отстает в психическом развитии. Поэтому в школу ее отдали в девятилетнем возрасте, а ушла она из жизни, будучи ученицей шестого класса.

Увы, в семьях наших земляков все чаще рождаются дети, которым ставят диагноз-приговор: задержка психического развития. Как много таких, можно судить и по школе, где училась Алена. В ней 18 классов, 6 из них сформированы из детей с этим диагнозом. И таких учащихся здесь больше 20 процентов от общего их числа. Такие дети есть и в школах других городов. Печальный пример Южноуральска, возможно, кому-то станет уроком или кого-то заставит задуматься, другими глазами взглянуть на себя и своих детей.

- Все, что случилось, для нас стало полной неожиданностью, - рассказывают директор школы Анатолий Стругов и завуч Лариса Акимова. - Алена была девочкой бесконфликтной, и ребята ее уважали. Участвовала во всех школьных делах: выступала в концертах самодеятельности, выпускала стенную газету, мягкие игрушки делала. Она хорошо училась, была правой рукой классного руководителя. Не было причин за нее беспокоиться. Но ее отец - пьющий человек, живет с сожительницей, у которой свои дети. Может быть, в семье надо искать причину трагедии?

- Я Алену знала около трех лет, ни разу не слышала от нее жалоб на плохое отношение в семье, - отвечает социальный педагог школы Елена Бурматова. - Мачеха регулярно приходила в школу. У нее здесь учатся и двое родных ребят, один, кстати, с таким же, как у Алены, диагнозом. Мачеха интересовалась учебой как своих сыновей, так и Алены. Да и Алена о ней хорошо отзывалась, никогда не жаловалась. Школа для нее была желанным домом, она по ней скучала. Так она сказала своему классному руководителю, когда сидела дома, сломав ногу.

Южноуральск - город маленький. Случилась беда - узнала добрая половина жителей. Тут же появились слухи и домыслы. Девушка не захотела жить якобы потому, утверждают люди, что отец напрасно обвинил ее в краже денег. Он их вроде бы нашел, но уже после случившегося.

Поутру иду в старую часть города, через сосновый бор, густо убранный серебряным куржаком. Недалеко от бора улица и дом, где жила Алена. Но у дома тишина. Из соседних ворот выходит пожилая женщина, интересуется, не из милиции ли пришел. На расспросы отвечает осторожно.

- Не знаю, - говорит, - куда он ушел. Выпивал отец, что было, то было. Аленка часто приходила, когда запивал. Говорила, что очень ей все это надоело. Слышала и о пропавших деньгах, будто сильно ее ругали. Жалко девчонку:

Мы разговариваем с заместителем прокурора города Андреем Горбатенко. Выясняя обстоятельства гибели Алены, он собрал свидетельские показания родных и близких девушки, ее подруг и знакомых, педагогов школы.

- Можете сказать, что заставило ее накинуть на себя петлю? - спрашиваю Андрея Горбатенко.

Увы, не знает и он. Лишь предполагает.

- Об отце я слышал неплохие отзывы, - рассказывает он. - Со слов родственников, он к Алене хорошо относился. Одна из подруг вспомнила, как еще более трех лет назад Алена ей жаловалась, что жить не хочется. Друг отца, который помогает ему по хозяйству, утверждает, что ранее Алена дважды пыталась наглотаться каких-то таблеток. Начала курить, но спиртное не пила. За четыре дня до смерти она, со слов отца, взяла у его сожительницы полторы сотни рублей. За этот поступок он ее отругал. Но в роковое воскресенье в ее поведении никто ничего неестественного не заметил.

Не знаю, прав я или нет, но у Алены было две жизни. К такому выводу невольно прихожу, слушая рассказы педагогов, следователя, знакомых девушки. Одна была у всех на виду, о ней теперь все и говорят. О другой жизни она никому не рассказывала. Как рассказать о своих мыслях и переживаниях? Лишь изредка, когда уже не могла терпеть, плакалась подругам и соседке. В семье, видимо, ей жилось не совсем хорошо, если не раз говорила, что надоело жить.

Проститься с Аленой пришло много людей. Была мать, по рассказам очевидцев, но к гробу не подходила, стояла в стороне, плакала. Может быть, что-то вспоминала из того малого, что успела прожить с дочкой, думала о том, что недодала ей в ее короткой жизни? Да кто знает, как бы все сложилось, не разорись их семейное гнездо. Алена, несмотря на проблемы с психическим здоровьем, по окончании школы смогла бы учиться в профессиональном училище, получить хорошую рабочую специальность. Все оборвалось:

Комментарий директора городского Центра психолого-педагогической помощи Александра КЛИПЫ:

- Проблема, к сожалению, касается не только Южноуральска. Теперь в каждой школе есть классы коррекции для таких детей, какой была Алена М. Может быть, это и неплохо - выделить таких ребят в особые классы, чтобы впоследствии перевести их в обычные. Но с такими учащимися нужна особая работа. Сейчас педагоги занимаются в основном обучением ребят, пытаясь дать им знания. Но никто не занимается душами детей. Увы, душа ребенка - загадка и для педагога, и для родителя. В таких классах обязательно должен быть грамотный психолог, который был бы способен расположить ребят к откровению и помочь. Надо знать, что пятнадцатилетний возраст - это пик суицидального поведения детей. Но к трагической развязке Алена начала приближаться раньше, когда она говорила подругам, что ей надоело жить, это уже была демонстрация протеста. Она кричала: "Помогите мне!" Но ее просто некому было понять. Если бы она сказала об этом психологу, он понял бы, что стоит за ее протестом, помог бы адаптироваться к окружающей жизни. Детей с отклонениями в психике становится все больше, а методы работы с ними остаются старыми.