13-02-04
Лидия Садчикова
Челябинск
Листая альбом с заявками на конкурс "Платье города-2004", я выбрала две из них, на которые, как говорится, упал взгляд. Пусть не обижаются другие участники: они не останутся незамеченными. Ибо итоги полуфинала подведены, и все оставшиеся попадают на заключительный показ, который состоится 28 февраля в театре оперы и балета. И только от самих дизайнеров теперь зависит, какую оценку их работам поставит строгое жюри.
Кстати, один из членов этой комиссии (он еще и генеральный спонсор фестиваля) предприниматель Александр Дейнеко был довольно критичным на отборочном туре. Он считает, что модельеры несколько "тормозят" в своем продвижении, что они должны быть более активны в стремлении занять определенную нишу на челябинском рынке моды. Ее подчас диктует привозная продукция далеко не лучшего качества. Между тем в город поставляются отличные ткани лучших мировых производителей. Почему бы местным модельерам не стать конкурентами китайскому и турецкому ширпотребу, "отбив" у него клиентов!
:Итак, пара выхваченных мною заявок. Одна в номинацию "Авангардное платье" конкурса пришла из Кыштыма. Свою коллекцию автор идеи Алена Нюхтикова назвала "Век галантности". Пока это только эскизы. Нарисованные в духе далеких эпох наряды, правда, модернизированные современными деталями, напоминают костюмы героев сказок Шарля Перро. Над созданием коллекции кроме Алены работают ее подруги, студентки кафедры технологии обработки материалов и реализации продукции Кыштымского филиала ЮУрГУ под чутким присмотром заместителя директора этого филиала, руководителя студии моды "Дебют" Е.Н. Гузыниной.
"Наш рациональный век диктует свои законы моде: все должно быть подчинено стремительному ритму современной жизни, одежда должна быть простой и удобной, - написали в аннотации начинающие художники-модельеры. -Но в погоне за удобством мы утратили главное: романтичность, стремление к идеалу, свойственные векам минувшим. Эпоха барокко, названная галантным веком, с ее живописностью и вычурностью, сумевшая возвысить человека, подать его словно на пьедестале, придает костюму праздничную нарядность и театральность, поражает воображение пышностью форм, обилием кружев, бантов, оборок и рюшей".
Еще одна заявка - от Екатерины Иванковой из челябинской фирмы "Лоция". Она шьет коллекцию нарядов для номинации "Вечернее платье", назвав ее "Трепет крыльев". И пишет в аннотации: "В основе коллекции - реальные образы женщин, объ-единенные одним желанием быть привлекательными, желающими любить и быть любимыми. Бабочка - символ хрупкости, изменчивости, явление природной палитры красок. А птица олицетворяет грацию, радость полета, жизненную силу женского начала".
Очень любопытно будет взглянуть, какое реальное воплощение получат эти замыслы, когда плоские одномерные рисунки "оживут" на манекенщицах в виде законченных нарядов. Разумеется, юные "кутюрье" осознают, что такая одежда не предназначена для, скажем так, бытового употребления. Однако мода как явление искусства дает шанс своим создателям быть фантазерами, не бояться выглядеть странными и даже нелепыми. На одном из самых первых фестивалей "Платье города" устроители решили включить в конкурсный показ коллекцию готовой одежды из фирменного, брендового магазина. И что же! Дорогие платья уровня "от кутюр" (высокой моды) не вписались в праздничную феерию, поблекли на фоне нарядов местных модельеров - пусть не совершенных по технике, сшитых из недорогих тканей, но одухотворенных "штучной" фантазией художника. Фестиваль моды, как он задумывался его организатором - имидж-клубом "Светлана", это, прежде всего, демонстрация идей.
- Мы свой проект позиционируем, прежде всего, как констатацию факта существования определенного отношения к моде в нашем городе, - говорит директор конкурса Светлана Клименко. - Чем "дышит" Челябинск в этом смысле, как живет, что предпочитает и что отвергает - все это неизбежно отражается в работах конкурсантов. Какой бы информацией извне они ни пользовались, местный менталитет, личный опыт и вкусы непременно сказываются на их творениях. Но есть и другая сторона: предлагаемые авторами идеи охотно используются зрителями, которые приходят на заключительное шоу не только чтобы развлечься, но и обогатиться представлениями о новых тенденциях моды, какой ее видят челябинские модельеры.
Кстати, и не только челябинские. На этот раз устроителям фестиваля удалось пригласить в Челябинск одного из ведущих дизайнеров России Яниса Чамалиди. Его Дом моды находится в Санкт-Петербурге, но чаще всего Янис не сидит на месте, а путешествует со своими коллекциями по всему свету, бывая на самых высоких мировых показах. 28 февраля на заключительном шоу "Платья города-2004" он не только возглавит конкурсное жюри, но и выйдет на подиум в качестве комментатора своей коллекции "Амур и Психея". Дивный подарок и зрителям, и конкурсантам! Да и организаторам тоже, ведь есть и повод: конкурс нынче пятый по счету, а клубу "Светлана" только что исполнилось 15 лет.