13-02-04


Парковки вне закона

В челябинских дворах автомобили оккупируют газоны и детские площадки

Александра ЛАПИНА

Челябинск

Все чаще жители областного центра жалуются на припаркованные во дворах машины: их ставят на газоны, на детские площадки, на тротуары. По заставленному автомобилями двору до нужного подъезда не могут доехать машины "cкорой помощи", о выхлопных газах и вое сигнализации уж и говорить нечего. С каждым годом в Челябинске количество автомобилей будет расти на 15-20 тысяч. Все понимают, что автомашины нужно где-то парковать, но беда в том, что правила парковки грубо нарушаются. И, по мнению жителей, никто ничего не предпринимает. Так ли это? Как вообще можно решить эту проблему?

По закону не накажешь

Правила дорожного движения запрещают во дворах стоянку автомобилей, максимальная разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и стоянку с работающим двигателем, а также сквозное движение через дворовую территорию. Нельзя ездить по пешеходным дорожкам и тротуарам и парковать автомобиль на тротуаре, если он мешает движению пешеходов. В правилах благоустройства Челябинской области сказано, что стоянка запрещена на газоне, ближе 2,5 метра к дереву, а к кустарнику - ближе 1,5 метра. Вот и вся правовая база, которая сейчас есть.

- Но наказанных нет, - разводит руками заместитель главы Челябинска по транспорту и благоустройству Владимир Алейников. - По данным ГИБДД, в Челябинске действует 31 несанкционированная дворовая стоянка, где организована охрана и взимается плата. Казалось бы, можно привлечь налоговые органы и поинтересоваться, на каком основании берется плата. Но практика показывает, что никаких договоров, квитанций не существует. А когда доходит до разбирательств, клиенты прикрывают таких "предпринимателей", ведь эта услуга востребована: автовладельцы стремятся к тому, чтобы их машина была в непосредственной близости к дому и под охраной. А сами "охранники" говорят, что их знакомый попросил посматривать из окна на машину, которая стоит возле дома. Учета оплаты не ведется, поэтому доказать что-то невозможно. Даже если их взять за руку в момент передачи денег, любой адвокат скажет, мол, человек в долг давал.

Бороться с теми, кто просто неправильно паркуется во дворах, также сложно. Для того чтобы рассмотреть конкретный случай на административной комиссии любого уровня, необходим протокол. Его составлением могут заниматься лишь наделенные соответствующими полномочиями лица - инспектора ГАИ и участковые. И занимаются, когда на это хватает времени. Но 58 протоколов, составленных в январе, на фоне тысяч автомобилей во дворах Челябинска остаются каплей в море.

По-соседски не договориться

Жители двора обычно делятся на две группы: одни, как правило "безлошадные", возмущаются, другие - те, кто сами ставят машины под свои окна, молчат. И сделать так, чтобы тот, кто против, повлиял на своих соседей, не получается. Не получается это и у комитетов территориального самоуправления: нет законных санкций, которые можно применять к нарушителям, а уговорами ничего не добьешься. Но и автолюбителей можно понять. Если во дворе предусмотрена парковка на две машины, владелец третьей не без оснований скажет: "Было бы оборудовано во дворе место для парковки, разве встал бы я на газон?"

- Несанкционированные парковки приносят значительный ущерб нашим дворовым территориям: уничтожаются газоны, зеленые насаждения, спортивные и детские площадки, - говорит заместитель главы Челябинска по жилищно-коммунальному хозяйству Виктор Тупикин. - В рамках программы "Двор" во всех дворах, подлежащих комплексному благоустройству, мы расширяем проезды, делаем парковки, увеличиваем существующие. Детские площадки и газоны огораживаем или поднимаем бордюр. В 2004 году условия парковки будут улучшены в 250 челябинских дворах.

Как же быть с загазованностью и воющей по ночам сигнализацией? Остается только взывать к порядочности автовладельцев: максимально сокращайте время прогрева машин во дворе, регулируйте сигнализацию, снижайте ее чувствительность, чтобы она не срабатывала при каждом порыве ветра.

Цивилизованный метод

Хотя бы частично решить вопрос можно за счет капитальных подземных и многоуровневых парковок. Строящиеся кварталы в обязательном порядке предусматривают площадки под размещение машин. Что можно сделать в существующих микрорайонах?

- В соответствии с генеральным планом города мы готовы развивать цивилизованные стоянки и гостевые парковки (у магазинов и офисов), - сообщил начальник главного управления архитектуры и градостроительства Александр Угрюмов. - Сегодня в Челябинске насчитывается 366 плоскостных автостоянок, но их явно не хватает. В ближайшие два-три года в Центральном районе города появится 20 подземных и многоэтажных парковок, в Металлургическом и Тракторозаводском - 7, в Курчатовском и Советском - по 19, в Ленинском - 12, в Калининском - 18 современных паркингов. Надеюсь, что создание цивилизованного парковочного пространства поправит ситуацию с несанкционированными стоянками.

Строительство таких комплексов - дело, конечно, благое, но весьма затратное. Чтобы ускорить окупаемость, хозяева наверняка установят соответствующие цены на размещение автомобилей. Но не все автовладельцы способны выложить несколько тысяч рублей в месяц за аренду парковочного места, куда проще бесплатно поставить машину себе (а заодно и соседу) под окно.

Бессильна и ГИБДД

По сравнению с январем 2003 года за прошедший месяц совершено вдвое больше краж и угонов легковых автомобилей. И ГИБДД, конечно, ратует за то, чтобы автотранспорт находился на охраняемых стоянках. Но когда они располагаются прямо во дворе, это недопустимо.

- Нами выявлена 31 несанкционированная дворовая парковка, где с автовладельцев взимается плата, - рассказал Александр Андреев, начальник ГИБДД УВД Челябинска. - Незаконных дворовых парковок нет лишь в Металлургическом районе. В Советском таких стоянок - семь, в Центральном и Тракторозаводском - по две, в Ленинском - четыре, в Калининском - десять и в Курчатовском - шесть. Во всех этих дворах наши сотрудники провели встречи с жителями, выслушали их жалобы, предложения, как решить эту проблему, чтобы учесть интересы и автовладельцев, и жителей. Составлено и направлено в суд семь административных протоколов на "предпринимателей", но доказать сам факт их деятельности практически невозможно.

Существуют два пункта правил дорожного движения, по которым можно привлечь водителей, мешающих своим соседям, к ответственности. Штраф по ним - 50 рублей. Таким не напугаешь. Как в США, наши инспектора не могут засунуть штрафную квитанцию за неправильную парковку под стеклоочиститель. В России протокол составляется в присутствии водителя, который должен в нем расписаться. Так что мало найти неправильно припаркованную машину, надо дождаться ее владельца. Единственный выход: инспектор может записать номер автомобиля нарушителя, а потом пригласить для беседы в ГИБДД, там и будет составлен протокол.

- Но во многих дворах автотранспорт стоит, в принципе не нарушая правил, а его все равно очень много. В этом случае мы не можем ничего сделать, - говорит Александр Андреев.

Депутаты городской Думы на недавнем заседании комиссии по городскому хозяйству предложили ГИБДД провести операцию по массовому выявлению нарушителей правил парковки во дворах. Право составлять протоколы имеют и участковые инспектора, поэтому они, скорее всего, тоже примут участие в этой акции. Городская Дума, в свою очередь, собирается тщательно проанализировать законодательный аспект этой проблемы и, если понадобится, выйти с инициативами в парламенты более высокого уровня с тем, чтобы выработать механизм решения этой проблемы.