13-02-04


Красное на Красной

Это здание знаний - лучшее из учебных заведений

3 октября 1905 года, в 12 часов дня, высшее общество Челябинска собралось в новом здании реального училища - на его освящение. Оно было построено на окраине, в березовой рощице, приспособленной под городской сад, в котором по вечерам играла музыка и досужие горожане прогуливались по дорожкам. Судя по всему, училищу искали место уединенное. Сад перенесли ближе к элеватору, музыку сменила тишина, которую нарушали только детские голоса.

Здание бывшего реального училища на изящество не претендует. Да, его окна обрамлены архивольтами и сандриками, его стены выставлены лопатками и рустами, его этажи подчеркнуты карнизами, а венчающий карниз выложен трехслойными узорами, однако в его кирпично-красном фасаде нет никакого "легкомыслия", он строг и замкнут. Броская внешность ему ни к чему, оно ценит свое внутреннее содержание, настраивающее на терпеливую сосредоточенность.

Так и есть. Реальное училище - это первая в городе средняя школа. Первая и лучшая из них. Внутри здание просторное и светлое. Его интерьеры поражают своей щедростью. Особенно третий этаж, меньше других перекраивавшийся. Потолки плывут высоко над головами, огромные окна распахнуты солнечному свету, коридоры шире уличных тротуаров.

Что и говорить, в начале прошлого века образование ценилось как большая редкость. Почти подарок. Было оно "штучным", "ручной выделки" и потому высокого уровня. Потом оно обесценится массовостью и всеобщностью, выйдет в тираж, погрязнет в обыденности и втиснется в дешевые и скучные здания типовых проектов... Жаль, что не сочетаются они, качество с количеством.

Не очень известны такие цифры: в 1915 году училище посещали 150 детей из богатых семей, а также 124 детей крестьянских и 178 детей мещан и казаков. Эта статистика - не о доступности образования в те годы, а о том, что город умел поощрять учебой одаренных детей всех сословий.

Если архитектура здания обычна, без претензий, то как инженерное сооружение оно претендует на совершенство, в наше время, увы, потерянное. Кроме света и воздуха учебное заведение положено "обеспечить" теплом и тишиной. От холода и от звуков здание ограждено кирпичной кладкой, толщина которой может показаться невероятной - на первом этаже она достигает полутора метров. А как отопить такое здание, в котором высота окон 2,5 метра, в актовом зале - 3,5 метра, а потолки - еще на метр выше? Сколько надо поставить печей? Архитектор обошелся одной печью, спустив ее в подвал. Раскаленный воздух от нее по хитроумным каналам в стенах поднимался вверх, обогревая все три этажа. Что касается окон, то и они берегли (и берегут) тепло, потому что внешний переплет отодвинут от внутреннего на 24 сантиметра.

Предусмотрена и оригинальная система вентиляции.

А потолочные перекрытия? Бревна, расставленные на несущих стенах в метре друг от друга, снизу обшиты досками, на обшивке - слой шлака с воздушной прослойкой, поверх шлака - вторая обшивка, на которую, тоже с воздушной прослойкой, набивались половые плахи. Такие перекрытия обеспечивали полную тепловую и звуковую изоляцию.

Автором проекта реального училища был Владимир Николаевич Чаплиц, на счету которого здания учебных заведений в Миассе, Верхнеуральске, Симе, Троицке.

Реальному училищу в Челябинске было отведено каких-нибудь пятнадцать лет. Потом здание было отдано педагогическому техникуму, первому в городе вузу - институту механизации сельского хозяйства, один из факультетов которого размещается здесь до сих пор.

Выпускниками училища были такие известные в стране люди, как писатель Юрий Либединский, экономист Василий Немчинов, изобретатель Яков Мамин.

Историей красного здания на улице Красной долгие годы занималась краевед В.С. Колпакова. Много его загадок разгадала она, но, однако, не все. Есть что разгадывать новым исследователям.

Михаил ФОНОТОВ