13-03-98


Вероятные приключения китайцев в России

Будут ли посланцы Поднебесной хозяйничать на улицах наших городов?

Город-верблюд

...Общежитие, маленькая комната заставлена коробками с товаром. Остатки пищи, запах грязной одежды. Хозяйка смущенно улыбается и соглашается ответить на вопросы журналиста. Много ли можно заработать на китайском рынке? Да, откровенно говорит она. За год, если начать с нуля, "челнок" зарабатывает минимум 10 тысяч долларов. А некоторые - до 20.

На китайском рынке Челябинска около трех тысяч торговцев. А всего в городе около пяти тысяч выходцев из Поднебесной. Состав "диаспоры" постоянно меняется. За год в области бывает примерно 20 тысяч китайцев (без учета сезонных сельскохозяйственных рабочих). Примерно по 300 человек живут в Миассе и Магнитогорске. В областном центре около 50 совместных предприятий, несколько чисто китайских фирм.

Челябинск занимает третье место (после Москвы и Санкт-Петербурга) по числу выходцев из Китая. Но посольство этой страны в Москве ставит наш город на второе место. И не без основания. "Столица Южного Урала" находится на перепутье транспортных артерий: гости едут по Транссибирской железнодорожной магистрали, из Киргизии и Казахстана (в эти страны въезд из Китая упрощен). Едут на всех видах транспорта. Челябинск - первый крупный город со стороны Казахстана и Транссиба. В нем удобно иметь оптовый рынок. А из Челябинска рыночные реки текут в Екатеринбург, Астрахань, Ростов, Казань, Уфу, Ульяновск и Пермь. То есть наш город, всегда стоявший на перепутье торговых путей (не случайно на его гербе красуется надменный и работящий верблюд), стал для китайцев базовым.

С одной стороны, это нам во благо - цены на товары первой необходимости в Челябинске ниже, чем в других регионах, на 20-30 процентов. Значительная часть населения приобретает вещи именно на китайском рынке. И пусть сандалеты, купленные пацану на сезон, "сгорают" на нем за пару недель, покупка их все равно выгодна.

Бросок с юга

...Еще в начале XVII века европейские путешественники сравнивали расселившихся по Юго-Восточной Азии китайцев с евреями. Оторванные от Родины, они так же врастали в новую среду, но не теряли при этом национальных корней и выделялись исключительной изворотливостью в коммерческих делах. Но в отличие от маленького Израиля на деньги 55-миллионной китайской диаспоры за рубежом идет гигантская модернизация отсталой миллиардной страны. По сути дела, сегодня Россия инвестирует развитие китайской промышленности и сельского хозяйства. Это большие деньги (китайская община, даже "не чихнув", выделила на 850-летие Москвы 850 тысяч долларов). Торговля с северным соседом решает в Китае проблему наличных валютных средств, "разжижает" безработицу (выезжают из тех районов, где проблема остра). Если так пойдет и дальше, то, по оценкам аналитиков, в XXI веке Китай станет доминирующей силой на планете (не случайно же будущий век называют веком азиатов). Не станут ли тогда нынешние робкие торговцы чувствовать себя на улицах российских городов вольготнее? А если учесть, что за великой стеной их на несколько порядков больше, чем россиян, то возникает естественное опасение: не ассимилируют ли они нас? Не станем ли мы в будущем немножечко желтыми и прищуренными?

Вечные нелегалы?

Многие китайцы находятся в России нелегально. В самом начале наших демократических преобразований около пяти тысяч человек въехали в страну без виз. И продолжают въезжать до сих пор, их сейчас проконтролировать очень трудно. Да, пока братья ведут себя по отношению к россиянам мирно, но есть прогноз, что это продлится недолго. УВД города первым в России начало принудительную депортацию китайцев. Но это ни к чему не приводит. Сегодня человек уехал в Китай, а через 12 дней - вернулся. Китайцам это даже выгодно: они жили у нас с просроченными визами (за что в их стране жестоко наказывают), а при принудительной депортации им выдали выездные российские визы.

За просроченные визы и паспорта любой милиционер в любой момент может забрать торговца из общежития или квартиры (после массовых рейдов многие южане стали селиться на квартирах) и отправить в кутузку. А у него - нереализованный товар. Человек вмиг может потерять все. Но милиция продолжает свои рейды по рынкам. Берут несколько десятков человек, снимают штраф. Присоединяется и налоговая, и тоже штрафует. И снова отпускает до очередной проверки. Китайцы просят: зарегистрируйте на три месяца наше пребывание здесь. После этого мы оформим туристические визы, паспорта и вернемся к вам. Но никто не берет на себя такую ответственность: раз они тут незаконно, значит, надо депортировать. Но, с другой стороны, на депортацию нет средств. (Кстати, увозят их самолетами из... Екатеринбурга - там есть специальная фирма. Но если в Челябинске китайцев больше, почему фирма не в нашем городе?).

В Москве создана китайская община. Она владеет несколькими гостиницами, общежитиями. Доходы московские китайцы не складывают в чулок (как наши), а переводят на свои счета в Китай. А перед этим деньги (год, а то и больше) вращаются в банках, работают на Москву. Почему бы и у нас не создать валютные счета? Посольство КНР, в лице генконсула Ли Тун Цзе, заинтересовано в том, чтобы такая схема была создана и в Челябинске.

Кому это выгодно?

Создается впечатление, что незаконное пребывание китайцев многим ...выгодно. ОВД периодически получает гарантированные штрафы. Администрация района конфискует товары. (Кстати, после очередной депортации МИД Китая написал нашему консулу в Пекине ноту, в которой приводятся цифры - на какую сумму изъят товар. И ставит вопрос: где эти деньги?). Авиафирма перевозит. Каждый имеет деньги.

Китайская община говорит: мы готовы еще больше платить за торговые места и патент, готовы быть спонсорами, помогать пенсионерам. Но оградите нас от рэкета. Некий "фонд милосердия" предлагает каждому торговцу платить по 200 тысяч рублей ("старыми") в месяц. Деньги китайцы отдают сборщику, а взамен получают филькину грамоту, в которой указана сумма взноса, стоит печать и даже "подпись" "заместителя главы" района. Но где номер, если это приходный ордер? Фонд такой, как известно, есть, но порядок привлечения средств в нем другой. А тут просто выкручивают руки. Будь торговец здесь легально, разве стал бы он давать эти деньги? Нет, конечно, он бы потребовал, чтобы у него все забирали в установленном законом порядке. А пока китаец боится потерять эту бумажку. Она для него как охранная грамота.

По мнению китайцев, государство собирает налоги с трех четвертей оборота, а четверть уходит в тень. Но почему-то это многих устраивает. Сколько на рынке торговых мест? Точно на этот простой вопрос вряд ли кто ответит. На столике, по бумаге - одно, а реально - три.

Наше государство создало такие условия, что китайцы обслуживают криминалитет и черный нал. Может быть, за этим смысл, стратегия? Может, при беспределе проще делать наличные деньги, не поддающиеся учету?

Ответы на эти "наивные" вопросы мы вряд ли когда получим. А пока хабаровские туристические фирмы продолжают делать деньги на поставке нам липовых туристов. Начальник отдела борьбы с групповой и рецидивной преступностью УВД города подполковник Юрий Абубакиров показал мне забавный документ: "Находится в путешествии по миру". Зарегистрировали его хабаровский иммиграционный контроль и наш ОВИР. Стыдно за державу, говорит Абубакиров. У туриста должен быть целый пакет документов. В паспорте отмечено: Харбин - Хабаровск. А зачем, спрашивается, в Челябинск приехал?

С Хабаровском никто по-настоящему не работает. Нельзя, говорят, остановить этот поток, офф-шорная зона. Но подразумевается: на 3 дня заехать и обратно. А он пересек границу - и сюда, в Челябинск. ОВИР не может оцепить Читу. Давно пора убрать эту офф-шорную зону, но какие-то стратегические интересы оказываются выше здравого смысла. И, если подходить строго по закону, из Читы вглубь страны уже выходит нарушитель границы.

Гангстеры из-за стены

К когорте скромных торговцев все больше присоединяются преступники. Пользуясь безвизовым переходом (при туристических поездках глубокой проверки не проводится), они покупают турпаспорта и гуляют по России. Дошло до того, что Челябинск стал не только экономической базой китайцев, но и центром китайской преступности Поволжско-Уральского региона. Группы образуются по землячеству. Промышляют рэкетом, грабежом, разбоями, не гнушаются убийствами. За последние два года (до этого учета не вели) заведено 30 уголовных дел в отношении китайских граждан, совершено пять убийств. Одну семью расчленили и подбросили к китайскому рынку. Челябинск для китайских боевиков - яма (Челяба - яма?), где можно отлежаться. Здесь они отдыхают, сюда привозят капиталы. А на "гастроли" ездят в Екатеринбург, Астрахань, Ульяновск и т.д. А недавно прошел сходняк, на котором китайцы поделили между собой Урал и Поволжье - чтобы не ссориться. Ничего этого бы не было, живи тут граждане Поднебесной на законных основаниях...И пока наши власти решают, что делать с нелегалами, преступность распоясалась: матерые бандиты, притворившись туристами, бегут из Китая, чтобы скрыться у нас. Поняли, что тут - безнаказанность. Как такого гражданина объявить в розыск, если юридически его тут нет? Нет установочных данных, а фотографии - все на одно лицо. А жертвы китайских бандитов не жалуются, так как живут тут тоже нелегально. Благодатнейшая почва для преступности!

Китайские "друзья"

Наша братва с китайской не связывается - пришельцы набегают только на своих. А реально китайцам у нас противостоит только отдел подполковника Абубакирова. Он сталкивается с ними, раскрывая криминальные преступления. Пока они, напомню, совершаются только против своих. А что дальше? В Польше и Германии вьетнамцы трогают уже не только своих соплеменников. А раньше скромнее были. Не исключено, что завтра китайцы могут поднять руку и на россиян. В августе прошлого года из Челябинска депортировали двух человек, находящихся в международном розыске. Органы из Китая были благодарны нашей милиции. В октябре Абубакиров передал за границу еще одного преступника, за это получил ценный подарок - термос. Контакты с китайскими коллегами у наших милиционеров прямые. По телефону, минуя закорючки из министерства. Говорят на английском.

Высока ли в процентном отношении китайская преступность? Был бы выше рост, если бы регистрировались, если бы обращались.

Своих жуликов навалом, изоляторы переполнены, а китайцев все больше и больше... На уровне страны надо границы перекрывать. Но дружим с ними, заигрываем. А у них поощряют нелегалов. Проблему надо решать на уровне страны.

Будут ли они маршировать по нашим улицам?

Проблема, столь рельефно обозначившаяся в Челябинске, имеет глобальный характер. Нам пора перестать бояться чайнатаунов. Это выглядит смешно, когда, по сути дела, китайские города у нас уже есть. Это данность, которую надо принять. И направить инициативу людей в нужное русло - пусть приносят пользу и своей державе, и нашей.

Но при этом нельзя не отдавать отчета в том, что тихая экспансия Китая в Россию - это не выдумки китаефобов, а тоже реальность. Многие в этой стране, облизываясь, смотрят на Сибирь и Дальний Восток. Геополитически Китаю выгоден безвизовый въезд "челноков", поощрение смешанных браков с русскими. Их присутствие будет разрастаться. Женившись, получают вид на жительство, а затем - гражданство. Официально зарегистрированы менее 10 браков, есть фиктивные. Скупают через подставных лиц землю. Словом, создают такой плацдарм, с которого наверняка захочется наступать дальше. Так что на вопрос о том, будут ли китайцы доминировать на территории России, однозначного ответа пока, видимо, нет. Никто из здравомыслящих политиков, даже любитель слова "однозначно" и крылатого словосочетания "бросок на юг" не решится быть тут категоричным. Россия вынуждена заигрывать с великим южным соседом, находясь в его не всегда приятных объятиях, закрывать глаза на шалости (ой-ли!) его детей. Добром такой "роман" вряд ли закончится. Чем дальше, тем сложнее будет вывернуться из таких объятий-тисков. И пока мы еще не соприкоснулись достаточно тесно, пока посланцы миллиардного Китая еще чувствуют себя в нашей стране робкими гостями, надо немедленно решать вопрос об их статусе. В политической природе не бывает безмятежных отношений, когда у одной стороны миллиард населения и мало территории, а другой мало людей и много-много пустых земель. Если федеральные власти, которым виднее весовые категории двух стран (без участия Китая не решить сейчас ни одну проблему в Азиатско-тихоокеанском регионе), не решаются делать какие-то серьезные шаги, на них должны пойти регионы. Нам не обойтись без квотирования рабочей силы. Если предприятие, использующее труд китайцев, станет полностью отвечать за их проживание и работу, то контроль налоговой, УВД будет более действенным.

Может быть, на уровне областной администрации стоит узаконить лиц, находящихся у нас на нелегальном положении. Не закрывать глаза на проблему, а дать указание паспортно-визовой службе, чтобы их зарегистрировали на три месяца. И решить вопрос с их дальнейшим пребыванием. Найти фирму, которая официальным путем оформит туристические визы. И уже законно привезет их сюда. От всего этого бюджет только выиграет. Более внимательно надо работать с китайской общиной. Среди китайцев есть люди, готовые взять нормальные отношения под свой контроль. Это не жулики, а бизнесмены, имеющие тут свои фирмы.

История посмотрит: хватит ли у нас благоразумия.

Лев ЛУЗИН.