13-03-99
По стопам Макаренко?
Пока другие только руками разводят, не зная, как усадить "трудных" за парты, В.А. Савицкий - директор школы N 55 - собирает так называемых детей риска под "свое крыло". Не напрягаясь при этом. Ведь куда ни кинь - всюду болтающиеся без дела шалопаи. Школа расположена в заводском районе. В одном из самых неблагополучных в городе - Ленинском. Рядом - двухэтажные дома барачного типа, унылые "пятиэтажки", грязные улицы. Вот здесь и проживают будущие ученики школы N 55. Правда, эта школа еще подбирает и "отсев" из других районов города. Будто мало ей ЧП своего масштаба!
Но "трудные" приживаются. Они не убегают из школы, не бросают учебу, пока не окончат девяти классов. Что за чудо?!
Ведь по результатам диагностики, а ее проводят по всем правилам науки, более половины пришедших в школу ребят не хотят учиться. Способность к обучению в основном ниже среднего уровня.
Но к концу года картина меняется. Дети догоняют своих сверстников. На уроке работают с большим интересом. Даже в мае, когда в других обычных школах ребята уже устают и ждут не дождутся летних каникул.
Не будем раскрывать всех "хитростей" этого педагогического коллектива, но об одной особенности все же скажем. Изучив ребенка до мелочей, здесь начинают со здоровья. Оно - на главном месте. Массаж, лечебная физкультура, спортивные занятия - это только часть программы по его укреплению. На уроках не кричат: "Не вертись! Сядь прямо!" Почему? Потому что у каждого второго ученика - сколиоз. А такому просто необходимо поменять позу, походить, постоять, а еще лучше сделать несложную гимнастику. С каким удовольствием ребята разминаются на уроке - надо видеть!
"Не сдам экзамен - брошусь под трамвай!"
Эту девочку в школу N 55 приняли по просьбе психолога. "Пропадет девчонка, если она уже сегодня в состоянии истерики говорит матери такое: "Не сдам экзамен - брошусь под трамвай!", - уговаривала директора психолог. Девочку, конечно, приняли. В первый год нахлебались трудностей немало. Но зато потом, когда девчонку "вытянули", она неожиданно проявила незаурядную одаренность. На выпускном вечере девушка исполняла, аккомпанируя себе на гитаре, песни собственного сочинения. Да такие, что заслушаешься! Трудно было узнать в ней ту издерганную, обозленную девчонку, о которой мало можно было сказать хорошего. Сейчас эта девочка учится в институте. И все в ее жизни складывается удачно.
Свою историю рассказала и мать шестиклассника.
Сначала ее сын поступил в гимназию. Сам сдал тесты и был очень счастлив, что выдержал конкурс.
Но радость оказалась недолгой. Как только началась учеба, пошла полоса неприятностей...
- Весь первый год мы с ним проплакали вместе, - вспоминает женщина. - Выше "тройки" оценок не получали. "Я не способен на большее!" - рыдал сын, когда я пыталась усадить его за учебники.
Тогда она обошла все школы Ленинского района и остановила свой выбор на 55-й.
Уже пять лет, как ее сын учится здесь. В школу ходит с радостью. И домой возвращается в хорошем настроении.
- Не успеет порог переступить - прямиком к домашней библиотеке: "Мама, мне тут посмотреть кое-что надо..." И мы вместе роемся в книгах потому, что ему "надо"! - говорит женщина.
На олимпиады путь никому не заказан. Приходят все желающие. И хотя проверки получается много, но труд того стоит, считают учителя.
- Вы меня спрашиваете о результатах? - говорит В.А. Савицкий. - Поинтересуйтесь итогами районных, городских и областных олимпиад. Везде есть наши призеры. Так что догоняем по уровню знаний лицеи.
Доброе слово и кошке приятно
А как уж оно важно для родителей - не передать. Добрым словом как инструментом в этой школе умело пользуются. Есть здесь одно негласное правило: "Пригласил родителя в школу - скажи ему о ребенке что-нибудь хорошее". Ведь доброе начало найдется в каждом.
До сих пор с ужасом вспоминаю одно родительское собрание в школе, которая была, кстати, на хорошем счету. На "ковер" вызывали родителей вместе с детьми. Как их бедных "песочили" в присутствии "нерадивых" чад! "Я бы со стыда сгорела, будь у меня такой сын, как ваш!" - кричала молодая учительница о ребенке, который, по моим понятиям, был очень славным мальчиком. А ведь сказать об ученике дурно для учителя все равно что признаться в том, насколько плох ты сам. Вот чего должно быть, по-моему, стыдно...
"Надеваем учительское платье и превращаемся в этаких держиморд!", - самокритично сказал о коллегах один из педагогов.
В этой школе, хочется верить, нет "держиморд". Если бы они здесь водились, то возможна ли была тогда стопроцентная явка родителей на общешкольное собрание, назначенное на Рождество?!
"Хочу быть проституткой"
Ветер перемен, к сожалению, принес не только воздух свежих идей. Он выветрил из школы сегодня такую важную составляющую как воспитание. На вопрос: "Кем ты хочешь стать?" современные дети нередко отвечают: "Киллером, проституткой".
В одной приличной компании молодой человек, недавно покинувший стены школы, на вопрос о том, чем он занимается, ответил так: "Я ворую и этим горжусь!"
Ясно, что нравственные добродетели не отяготили души многих юных созданий. А ведь совершенствование ума и получение знаний, как правильно заметил В.А. Савицкий, не самоцель, а средство созидания Человека.
То ли по наитию, то ли по четко продуманной концепции в этой школе очень много внимания уделяют труду. Творческому, увлекательному. В здании бывшего детского санатория открыли социально-адаптационный центр. Из школы ребята переходят прямо сюда. Здесь группы продленного дня и много разных кружков по интересам: художественная обработка камня, изобразительно-прикладное искусство, мягкая игрушка, "дымковская", вышивание по шелку и многое-многое другое. Ребята пилят, мастерят, рисуют, вяжут и т.д. Изделия ребят так красивы, что мастера, должно быть, испытывают гордость за содеянное своими руками.
А тот, кто познал радость творчества, овладел ремеслом, вряд ли пойдет "зарабатывать" воровством.
Скованные одной целью
Самой отличительной чертой этого коллектива заслуженный деятель науки России, академик РАЕН, профессор ЧГПУ Н.А. Фомин назвал патриотизм. Люди "заражены" энтузиазмом директора школы и хотят, чтобы их опыт стал достоянием других обычных школ области. Не случайно за один только последний учебный год школа провела более двадцати семинаров и конференций. (Как только сил хватило!)
И интерес к ним был проявлен невероятно большой. Приезжали не только из других районов Челябинска, но и других городов. Ясно, что педагоги готовы сплотиться вокруг какой-то идеи. Такую идею и предложила школа N 55. Она, по сути, очень проста. Не нужно отталкивать от школы "трудных". Приютите заброшенных, забытых, несчастных ребятишек, и получите такую отдачу, которая одна только и может сделать учителя счастливым.
Говорят, этот опыт работы с "трудными" уникален не только в нашем Уральском регионе, но и в России. Не могу сказать, точно ли это. Но первый шаг впечатляет.
Светлана ЖУРАВЛЕВА.