13-04-07
Жительница Архангельска Нина Багрецова - заядлая садоводка. Поэтому, увидев в местной газете "Дачная" рекламу челябинского научно-производственного объединения "Сад и огород", выписала его каталог и, не поскупившись, заказала товар на большую сумму. Как же она радовалась, когда получила свою долгожданную посылку! Заплатила на почте положенные 970 рублей за заказанные семь кустов малины и куст красной смородины плюс 55 рублей 50 копеек за пересылку и поехала домой. С нетерпением вскрыла посылку, а там: рябина и калина. Судя по описи, их должны были отправить в Забайкалье.
Как честный человек, Нина Кузьмовна отправила ненужные ей саженцы обратно в Челябинск, уплатив за пересылку 124 рубля 55 копеек. Для пенсионерки - большие деньги. В ответ - тишина. Архангельский садовод написала три письма с уведомлениями на имя главного агронома НПО "Сад и огород" Анатолия Петрова, несколько раз звонила по указанным в каталоге телефонам. Дозвонилась лишь однажды. Ее обнадежили, обещали все исправить и снова будто пропали.
Наконец, 5 октября 2006 года пришла новая посылка, но прислали не то, что было заказано, и на значительно меньшую сумму. И тогда Н. Багрецова обратилась в редакцию "Челябинского рабочего": "Два года не могу найти концов. Помогите разобраться! Одна надежда на вас!"
И это далеко не первая жалоба на НПО "Сад и огород" в редакционной почте. В конце прошлого года аналогичное письмо пришло из города Шарья Костромской области от пенсионера Анатолия Зятикова. Еще в декабре 2005 года он заказал по почте саженцы плодовых деревьев и кустарников. 29 сентября прошлого года, не дождавшись посылки, пенсионер позвонил в НПО "Сад и огород". Его заверили, что заказ отправлен три дня назад. Из-за этого приболевший автор письма даже отказался от путевки в санаторий: на носу зима, а саженцев должны были прислать ни много ни мало на 3000 рублей. Через неделю садовод снова позвонил в НПО и попросил назвать номер квитанции, по которой ему отправили посылку. Ответили: квитанции нет, заказ где-то лежит. "Рекламируют, хорошо зазывают, так ведь надо и отвечать за свою рекламу", - резонно заметил А. Зятиков.
По поручению "Челябинского рабочего" его дочернее издание "Урожайная газета" выяснила, что по адресу, указанному в каталоге НПО "Сад и огород" (Челябинск, проспект Ленина, 64), расположено: 80-е почтовое отделение. Как пояснили его работники, раза два в месяц у них появляется человек, который забирает почту для НПО и отправляет от них посылки с саженцами. Что касается телефонов, указанных в каталоге, то они вообще не челябинские. Судя по коду, эти номера находятся в городе Шадринске Курганской области.
И еще выяснилась одна интересная особенность: в самом Челябинске НПО "Сад и огород" свою рекламу не размещает. Она печатается в основном в садово-огородных газетах и журналах, которые издаются за пределами Челябинской области. Отсюда такая география жалоб в редакцию - Архангельская, Костромская, Тульская области, Нижний Новгород и т.д. Оно и понятно: южноуральские садоводы считают неразумным платить почте за пересылку саженцев. Увидев рекламу в каком-либо "центральном" издании, они прямиком идут по адресу, указанному в каталоге: пр. Ленина, 64. Ходят вокруг жилых домов, ищут вывеску НПО, но чаще всего находят редакцию газеты, расположенную неподалеку.
В феврале 2007 года НПО "Сад и огород" выпустило красочный "Каталог плодовых, ягодных и декоративных культур на осень 2007 года" (кстати, без выходных данных) в качестве приложения к уважаемому журналу "Приусадебное хозяйство". И тогда журналисты, несколько уставшие от чужих жалоб, обратились в отдел надзора в области семеноводства управления Россельхознадзора по Челябинской области с просьбой выяснить, где на самом деле находится загадочное НПО.
Специалисты Россельхознадзора искали фирму в Челябинской области, но безуспешно. НПО "Сад и огород" в Челябинске не зарегистрировано, на учете в налоговой инспекции не стояло, в выставках не участвовало. Сделали запрос в соседнюю область, поскольку в каталоге фирмы указаны шадринские телефоны. Но Россельхознадзор Курганской области ответил, что эта фирма им неизвестна.
Затем расследование привело нас в Тюменскую область. Отправили письмо в управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам. 2 апреля 2007 года получили ответ. В нем говорилось: "При проверке данных по НПО "Сад и огород" выяснено следующее: по адресу, указанному в письме (Тюмень, ул. Мельникайте, 12), расположена АЗС "Сибнефть". Через справочную службу сведения также не получены. Данная фирма не зарегистрирована в Тюмени".
На сегодняшний день так и не удалось найти истинное местонахождение НПО "Сад и огород". Как и выяснить, на каком основании оно использует в своем адресе город Челябинск. Так что, уважаемые садоводы и огородники, хорошо подумайте, прежде чем покупать по почте товар у неизвестных продавцов. В случае обмана вам вряд ли удастся вернуть деньги даже через суд. Особенно если в обратном адресе значится абонентский ящик или несуществующий адрес, как у НПО "Сад и огород". Виновного даже федеральной службе не всегда удается разыскать и наказать.
Татьяна НАХТИГАЛЬ