13-04-99


Альпы далеко - Урал под боком

Кризисы, импичменты, дефолты... Как их пережить? Уйти в отпуск...

Как бы ни складывалась социальная ситуация, есть организации, отвечающие за право человека на отдых и оздоровление. К ним относится и областной комитет по физической культуре, спорту и туризму (ОКФКСиТ). Заместитель председателя комитета Владислав Беседин попросил редакцию довести до сведения читателей, что прилагаются все усилия для обеспечения южноуральцев недорогим отдыхом в местных условиях. Выбор довольно широкий. Чтобы помочь сориентироваться, 21 апреля в Челябинске откроется выставка-ярмарка "Жемчужина Урала-99", где можно получить полную информацию.

С августа прошлого года спрос на заграничный туризм резко упал. Хотя к тому моменту он был в более выгодном положении, чем туризм внутренний: и по комфорту, и по денежным затратам. Если б не падение рубля... Горючими слезами плачут теперь заграничные организаторы туристического бизнеса, лишившись потока клиентов из России. Вообще-то они им доставляли немало хлопот своим пренебрежением к чужим законам и порядкам, признавая только свое представление о культуре поведения. Зато отличались безумной щедростью и тягой к шопингу. Ими стали дорожить настолько, что наклепали надписей по-русски, обучили персонал гостиниц и магазинов владению русским языком. После денежного обвала редкий россиянин долетит до заморских краев. Не по карману. Из-за отсутствия спроса Челябинский аэропорт за последние пять месяцев лишь дважды снарядил рейсы в довольно популярную зону отдыха - Арабские Эмираты. Самолеты в Турцию теперь летают с "челноками" один раз в две недели (раньше - два раза в неделю). С июня планируется "туристический" рейс в Анталию, если будет в том пассажирская потребность. На сегодня регулярность еженедельного движения из Челябинского аэропорта за границу СНГ сохранилась лишь в сторону Германии, в Ганновер. Правда, летят не туристы, а эмигранты, перебирающиеся туда на постоянное место жительства.

У соседей-екатеринбуржцев дела получше. Скажем, в те же Эмираты авиарейсы два раза в неделю. Да и диапазон маршрутов гораздо шире: из аэропорта Кольцово можно улететь в Израиль, на Кипр, Франкфурт-на-Майне. Да, собственно, в любую точку мира, правда, иногда с пересадкой в московском аэропорту Шереметьево. Даже и в докризисный период 50 процентов улетающих за рубеж челябинцев пользовались услугами Кольцово. Объяснение простое: более доступная стоимость билетов. Там четыре конкурирующие авиакомпании, ценовой политикой они и борются за привлечение пассажиров.

Ну а в Челябинске на перелеты - монополия. Правда, есть надежда, что ситуация изменится. Недавно состоялась рабочая встреча руководителей ОКФКСиТ и представителей турфирм с коммерческой дирекцией Челябинского авиапредприятия, которая дала понять, что вскоре тарифы поползут вниз.

Однако потенциальных путешественников поджидает еще одна подножка. Госдума готовит проект нового закона - "О социальном туризме". Порыв вроде бы гуманный: найти государственные, а также внебюджетные источники финансирования, чтобы дети из малоимущих семей, студенты, инвалиды тоже могли приобщиться к путешествиям по родной земле и за ее пределами. Вот только где нарыть эти источники в обнищавшем государстве? Если такой закон будет принят, скорее всего денежный ручеек потечет из карманов налогоплательщиков - наших с вами. Как? Очень просто. В предлагаемом законопроекте предусматривается статья "Отчуждение пошлины на выездной туризм". А это означает взимание дополнительных налогов с тех, кто покупает путевки за границу.

Предвидя окончательный спад спроса, челябинские турфирмы, специализирующиеся на заграничном отдыхе, обернули свой взор внутрь страны - "Рифей", "Спорт-тур", "Роза мира", "Вест-тревел", "Вояж". Красот у нас много, об этом знает и первоклассник. Но мало сервиса. Теперь, когда россияне познали прелесть западного комфорта, трудно примириться с отечественным аскетизмом. Но, видно, придется. Исходя из информации, предоставленной ОКФСиТ, из 20 с лишним летних оздоровительных туристических лагерей лишь единицы готовы открыть сезон. В большинстве случаев остро стоит проблема финансирования. Кстати, выставка "Жемчужина Урала-99" ставит целью объединить усилия всех, кто имеет отношение к этой проблеме. Ей предшествовало совместное заседание областного совета профсоюзов и ОКФКСиТ, где были обсуждены вопросы активизации внутреннего туризма в нашем регионе. Речь шла об обеспечении загруженности ведомственных объектов оздоровления и отдыха в летний период. Большинство турфирм готовы предоставить местам размещения маркетинговые услуги, услуги транспорта, проката спортинвентаря и т.д. Развитие внутреннего и въездного туризма значимо для возрождения экономики Южного Урала, поэтому формирование современного конкурентоспособного туристского комплекса - проект своевременный.

К нынешнему лету предлагаются весьма привлекательные программы отдыха, особенно для тех, кто ценит активное и полезное времяпрепровождение. Краеведческая экспедиция на Аркаим и археологическая на Сикияз-Тамак, пеше-водный маршрут по реке Юрюзани, экскурсии в пещеры Катав-Ивановского района, к инженерным памятникам в Каслях, Кыштыме, Нязепетровске, Сатке, конные маршруты к озерам Касарги, Карги, Кум-Куль. Раздолье для романтиков, для приверженцев семейного туризма - для тех, кто в силу обстоятельств не располагает большими денежными средствами.

С 15 по 18 апреля в легкоатлетическом манеже Уральской академии физкультуры и спорта состоится 5-я международная выставка-ярмарка "Туризм, спорт, отдых". Собираются приехать зарубежные партнеры из Испании, Кипра, Турции, Германии, а также из Москвы и Санкт-Петербурга, других российских регионов. Можно будет заранее выбрать себе отдых, исходя из материальных возможностей. Кстати, речь пойдет не только о предстоящем лете. Принято постановление губернатора области "О развитии центра горнолыжного спорта, туризма и отдыха на Южном Урале". Федерация горнолыжного спорта России и областная федерация спортивного туризма провели большую работу по подготовке областной "Программы ста подъемников". Уже сегодня в области существует 15 горнолыжных баз, из них две имеют международный сертификат соответствия, то есть отвечают евростандарту. Хороших склонов, пригодных для катания, на Урале предостаточно. Интерес местных жителей к горным лыжам растет с каждым годом, а удовлетворяется пока лишь на 30 процентов. В ходе реализации "Программы ста подъемников" исследовано много склонов на Таганае, в Сатке, Аше, Кыштыме, Коркино. Выбор огромный. Если определятся источники финансирования со стороны частных и иностранных инвесторов и закипит строительство, челябинский край может стать горнолыжным центром. Тем более, что наша область имеет удобное геополитическое положении - это середина России. Дважды в Челябинск приезжал Л. Тягачев, председатель Комитета по физкультуре и туризму РФ (а он один из застрельщиков этой программы) и пообещал, что строительство горнолыжного центра войдет в федеральную программу развития туризма в России. Не надо будет ехать в Альпы...

Лидия САДЧИКОВА.