13-07-01


Флюиды благородства

За что искусствовед Нина Ворошнина не любит хороших людей

На любом челябинском вернисаже вы непременно заметите подвижную даму, вокруг которой бурлит молодежь. Знайте: это Нина Ворошнина привела своих студентов сдавать зачет по истории искусств.

У нее все не как у людей. Другой бы на ее месте следил, как бы нерадивые школяры шпаргалки не пронесли, а она, широкая душа, и занятия свои ставит на последнюю пару. Так, чтобы если студент не хочет тратить время на историю искусств, он проживал бы эти полтора часа, как считает интересным и нужным.

Но с Ворошниной-то интереснее. Да и нужнее. Это в свое время понял покойный ныне профессор Александр Иванович Лазарев, долгое время возглавлявший кафедру русской литературы Челябинского госуниверситета. Рассуждал он логично. Человек с университетским дипломом должен обладать не только профессиональными знаниями, а еще и быть гармоничной личностью, иметь кругозор и вкус. Из таких частностей состоит идеология "классического университета", о которой не устает повторять ректор ЧелГУ Валентин Батухтин. Потому на филфаке университета Нина Михайловна рассказывает студентам об искусстве вот уже 14 лет.

- Ворошнина - душа факультета. Не в смысле застрельщицы общественной жизни (хотя и это тоже), просто она, как никто другой, одухотворяет эти стены. Она удивительным образом собирает вокруг себя самых интересных людей, - вспоминает бывший выпускник ЧелГУ, ныне литературный критик Дмитрий Бавильский. - Те же студенты просто преображаются, в них появляются какой-то интеллектуальный лоск, достоинство.

- Никогда не забуду наших поездок с Ниной Михайловной в Санкт-Петербург и Тарту, - говорит телеведущая "Восточного экспресса" Ирина Мухаметьянова. - Мы неожиданно для себя открывали иной мир, общались запросто с, теперь уже можно сказать, великими людьми. Например, с Юрием Михайловичем Лотманом, знаменитым на весь мир литературоведом. Помните его "Беседы о русской культуре" по телевидению? А ведь мы слушали его лекции, здоровались с ним за руку.

Вылазки "за культурой" - еще один фирменный педагогический прием Ворошниной. Одно дело - сидеть в университетской аудитории или даже ходить в областную галерею. И совсем другое - ощущать мир и его культуру в настоящем масштабе. Поездки теперь дороги, но с Ворошниной не пропадешь. Она обладает удивительной способностью располагать к себе незнакомых людей. Еще в советское время, приехав с оравой челябинских студентов в изысканный университетский город Тарту, она уже спустя несколько часов нашла всем место в студенческом общежитии. А в Питере водила своих воспитанников на закрытые светские тусовки.

Да что там Питер! Кто поедет в Магнитогорск специально, чтобы посмотреть на тамошний театр? А с Ниной Михайловной - легко. Думается, слава режиссера легендарного театра кукол "Буратино" Виктора Шраймана в Челябинске складывалась во многом из-за десантов в Магнитку студентов университета.

Чтобы преподавателю быть интересным для студентов, ему необходимо быть слегка авантюрным. Потому что по ту сторону - бытовая мертвечина.

- Я не знаю, кем бы могла быть, - отвечает Нина Михайловна на мои предположения относительно возможностей ее реализации в нынешнее рыночное время. - Думаю, я по природе своей толмач. Банально говоря, перевожу язык искусства на язык, доступный каждому. Вкус ведь прививается, причем в любом возрасте. И бороться нужно за каждого человека. Мне интересно наблюдать, как меняются люди после нескольких походов в музей. Знаете, чем мне не нравятся хорошие люди? Тем, что в них зачастую отсутствует аура, харизма. Я хочу, чтобы хорошие и умные люди становились еще и яркими. Чтобы от них исходили флюиды благородства. А мне по-человечески было бы приятно знать, что таковых в моем городе становится больше:

Айвар ВАЛЕЕВ