13-07-01
Анатолий ЛЕТЯГИН
Пласт
Впервые об этом услышал перед последними выборами депутатов Законодательного собрания области и главы Пласта. Собственно, это уже был не слух, а прямое утверждение. Пластовчанам предложили познакомиться с памяткой, прежде чем они пойдут к избирательным урнам и сделают свой выбор. Один из пунктов этой листовки так и вопрошал: "Кто в пластовских шахтах организовал хранилище радиоактивных отходов?"
Есть там много чего другого в адрес претендентов на высокие властные посты, но все это мелочи по сравнению с радиоактивной опасностью, которой якобы подвергли пластовчан генеральный директор ЗАО "Южуралзолото" Константин Струков и глава города Александр Неклюдов. Под памяткой для избирателя стоит подпись председателя совета Пластовского городского отделения Общероссийского общественного движения "Честь и родина" Владимира Спиридонова. Владимир Петрович еще и атаман станицы Пластовская, то есть человек ответственный, от конкретного вопроса которого нельзя отмахнуться.
О захоронении радиоактивных отходов разговоры в городе возобновились и в последние дни. Называется даже место захоронения - шахта "Восточная". Отходы якобы завезли из Белорецка, белорецкие же рабочие и специалисты. Они же их бетонировали в горной выработке шахты. Верить слухам или посмеяться?
- Александр Васильевич, - обращаюсь к главе города Неклюдову, - что вы предприняли, когда в городе появилась листовка с утверждением о захоронении радиоактивных отходов?
- Если нормально к этому подойти, так надо было на Спиридонова в суд подать, - отвечает он. - Не подали, зная Спиридонова. К нему налоговики приходят с проверкой, так он кулаками машет, шашкой зарубить грозится. У девчонок - глаза округляются от страха.
- Александр Васильевич, - допытываюсь, - комиссию не пытались организовать, чтобы проверить, или выступили бы по радио, объяснили людям, опровергли слухи. Не сделали?
- Если бы Спиридонов был честный гражданин, он показал бы эти захоронения. А он только пугает, потому что за его словами ничего нет, - доказывает Неклюдов. - Мы проверяли, по нашей информации никакого захоронения не было. Возможно, кому-то в городе не нравится, что предприятия стали работать, а люди - получать заработную плату.
К. Струков в командировке, поэтому пришлось встретиться с его бывшим и нынешним помощниками А. Горшковым и В. Горским.
- Когда я прочитал в листовке о захоронении в шахте, то рассмеялся, - признается Анатолий Горшков. - Я тут работаю с 1959 года и ничего подобного не видел. Да надо же быть самоубийцей, чтобы радиоактивные отходы спрятать в шахте. Она обводнена, и радиация проникла бы за пределы горной выработки. В шахте работают люди и никто этого не увидел? Нереально.
Владимир Горский до недавнего времени работал директором той самой злополучной шахты "Восточная". Если принять на веру все, о чем говорится в листовке и циркулирует по городу, то при нем и спрятали отходы в одной из горных выработок шахты.
- В шахте действительно недолгое время работали специалисты из Белорецка, их приглашали ремонтировать шахтный ствол, - рассказывает Горский. - Возможно, с этого и начались слухи. В марте нынешнего года вновь пошли разговоры о захоронениях.
- Может быть, отходы спрятали еще раньше, когда вы не были директором шахты? - задаю вопрос Владимиру Александровичу.
- На этой шахте практически невозможны несанкционированные спуск или подъем какого-либо груза, - утверждает он. - Пусть узкий круг людей, но все равно будет при этом участвовать. Да и нет в шахте закладных камер, чтобы спрятать и забетонировать контейнеры с радиоактивными отходами.
Из нашего разговора узнали, что в шахте в свое время были установлены радиоактивные датчики контроля уровня горной массы. Их убрали, когда выработали нормативный срок в прошлом и начале нынешнего года. Сдали специализированной фирме, на утилизацию. Но на радиационный фон эти датчики, когда работали, влияния не оказывали. Может быть, отсюда и появились слухи, от незнания сути дела?
И наконец, мы не могли не встретиться с главным геологом ЗАО "Южуралзолото" Владимиром Федосеевым. Вот что он сказал.
- Такие вещи не скроешь. Когда пошли разговоры о якобы захороненных радиоактивных отходах, мы шахту проверили, но ничего не обнаружили. В бездействующих выработках уже убран транспорт, и там стоит вода. Туда без горноспасателей никто не пройдет, даже если попытается. А из белорецких рабочих у нас уже давно никого не осталось, спросить некого.
Поговорить с автором листовки Владимиром Спиридоновым удалось лишь по телефону.
- Владимир Петрович, - спрашиваю его, - вы полностью уверены в том, что написали?
- Есть в городе ребята, которые, когда производили захоронение отходов, работали в органах. Сейчас они там не работают, но говорили, что видели, как в шахту бетон завозили. Я к ним обращался, понял, что говорить не хотят.
Бетон завозить в шахту - это, конечно, не ядерные отходы. И тем не менее напрочь отметать заявления известного в городе человека, видимо, не стоит. Владимир Петрович и сейчас от своих слов не отказывается. Непонятно другое - фактическое молчание обвиняемой стороны. Если, как утверждает глава города, они проверяли достоверность слухов и ничего подтверждающего их не нашли в природе, так почему бы об этом публично не сказать? n