13-09-06
Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск
Нарядный теремок в сосновом бору давно стал визитной карточкой Челябинска. Более 600ї000 посетителей принял зоопарк в прошлом году. Люди приезжают сюда целыми семьями, чтобы отдохнуть, принять участие в праздниках, пообщаться с животными на крестьянском подворье, сфотографироваться у роскошных цветников. Немногие помнят, что там, где сегодня благоухают около тысячи кустов роз, десять лет назад была свалка из развалин старых складов и овощехранилищ, а сам зоопарк начинался с трагедии. Накануне первого солидного юбилея Челябинского зоопарка мы беседуем с его бессменным директором Галиной ТЮТИНОЙ.
- Десять лет назад мы открыли свои двери для посетителей. А на самом деле еще три года никаких дверей вообще не было. Ни забора, ни дорог, ни коммуникаций, ни площадки. Лишь два десятка диких животных, погибающих от голода и холода, которых, чтобы спасти, мы выкупили у частного предпринимателя. И кормили всем миром, наспех сколачивали им вольеры, так как они ютились в маленьких цирковых клетках. Зоопарк стал поистине народной стройкой - помогал кто чем мог: школьники, студенты, курсанты расчищали территорию, многие предприниматели города завозили стройматериалы, выделяли деньги и продукты для животных. Общими усилиями челябинцев создан удивительной красоты уголок, который нравится всем.
- А коллекция ваших животных выросла в двадцать раз!
- Вы поймите, ценность зоопарка определяется совсем не количеством животных. Многим молодым зоопаркам зверей предлагают бесплатно, и они радуются и берут всех, совершая непоправимую ошибку. Ведь каждому нужны клетка, кормление, содержание. Как потом избавиться от неинтересных посетителям животных, которых много в природе, что с ними делать? Мы продумали совсем другую стратегию развития своего зоопарка и сделали ставку на разведение редких, исчезающих на нашей планете видов животных, стоящих на грани вымирания. Это амурские тигры и леопарды, снежные барсы, шимпанзе, белые и гималайские медведи, бизоны, белоплечие и белохвостые орланы, черные грифы, белоголовые сипы - все они занесены в Красную книгу. И, конечно, эти необычные животные чрезвычайно привлекательны для посетителей, а с другой стороны - всячески приветствуются мировым сообществом зоопарков. С 1997 года, когда у нас появилась перспективная пара амурских тигров ценных кровей, Челябинский зоопарк, несмотря на свою молодость, стал членом Евро-Азиатской ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕААЗА).
- Вы говорите об этом с такой гордостью. Союзы учителей, врачей создаются для обмена опытом, творческого роста, защиты своих прав, а зачем объединяются зоопарки?
- У специалистов зоопарков мира те же цели и тоже есть свой этический кодекс, которому мы должны строго следовать. А защищаем мы прежде всего не себя, а редких животных, тех же амурских леопардов, которых в природе осталось всего 30 особей, или амурских тигров, их 450, а в зоопарках - в два-три раза больше. Это генофонд, стратегический запас планеты, с которым мы всегда должны быть готовы расстаться, чтобы восполнить исчезающее природное равновесие. Именно поэтому рождающихся у нас малышей мы не берем на руки, не позволяем ласкать и гладить. Они должны быть дикими, готовыми вернуться в родные просторы.
- Галина Алексеевна, разве хвостатые дети, рожденные в неволе, способны выжить в лесу, сами добывать себе пищу?
- Я была участницей международной программы реинтродукции в природу полностью истребленной на планете лошади Пржевальского. Инициатором ее был зоопарк Мюнхена, вырастивший целое стадо этих древнейших лошадок, обитавших когда-то на территории Казахстана. Вот в степи Алма-Аты наша экспедиция и привезла уникальных копытных, чтобы вернуть их в природу, восстановить утраченное экологическое равновесие. Для них огородили несколько гектаров земли, которая будет охраняться и от людей, и от волков, шакалов. Немецкие лошади Пржевальского больше не увидят людей, им будут скрытно подносить корм, постепенно раздвигая границы ареала. Минимум шесть лет понадобится, чтобы они освоились в природе, а дикими лошадки станут лишь в третьем поколении. Нам показывали куланов, группа которых была завезена туда в 1984 году по той же программе. Теперь они уже ходят стадами. Я была в восторге от этой экспедиции. Семь лет мы уже и сами участвуем в подобной программе по разведению белоплечих орланов, громадных хищных птиц, которых не осталось в природе.
- Но ведь такие масштабные программы с животными из Красной книги стоят огромных денег.
- В рамках ассоциации зоопарков никто никаких денег с ее членов не берет. В горных районах Армении уже выпускали снежного барса, эта программа продолжается. В прошлом году Новосибирский зоопарк выпустил 300 дикуш. Это прекрасная крупная птица, которая не знает страха и сама вплотную подходит к охотникам. Конечно, она была полностью истреблена. Тот же белоплечий орлан, живущий у нас, - собственность ЕААЗА, он нам не принадлежит. Являясь членом ассоциации, наш зоопарк может получить из-за рубежа практически любое экзотическое животное, но для этого мы должны создать ему все необходимые условия. У каждого вида редких животных есть куратор, например, по амурскому тигру - в Лондоне, по снежному барсу - в Швеции и т.д. Прежде чем передать зверя, куратор должен воочию убедиться, что он прекрасно устроен, или хотя бы получить фотографию его персонального вольера. А у нас нет места даже для таких сказочно красивых животных, как снежные барсы. Мы вынуждены были отдать этих царственных кошек на передержку в зоопарки Казани и Перми. Посетители даже не подозревают, что у нас есть кенгуру, страусы, ослица, павлины, журавли, агути. Они круглый год содержатся в маленьких помещениях и не экспонируются. А такие популярные хищники, как рысь, камышовые и дальневосточные коты, еноты, енотовидные собаки, лисы, волк, барсуки, норки, хорьки, песцы, находятся в крайне стесненных условиях, вызывая жалость у посетителей. Меж тем наш зоопарк обязан не только разводить редких животных, участвовать в международных программах, но и заниматься экологическим просвещением. Когда дети видят, что красивое величавое животное заперто в крошечной, тесной клетке, они невольно ощущают себя царями природы, хозяевами на планете, что совершенно недопустимо.
- Почему? Ведь нас с вами воспитывали именно так.
- Каждый день, месяц и год мы пожинаем результаты этого пагубного воспитания. Осознав себя хозяином природы, человек забыл, что он ее часть, и потерял от этого много человеческого. Доброта, милосердие перестают быть нормой жизни, все реже мы вспоминаем о необходимости покровительства слабым, все меньше в нас ответственности за окружающее. Это не замедлило сказаться на экологии человеческой души. Ведь угроза экологии начинается не с заводских труб или стоков, она рождается в головах людей. А ведь животные, растения, человек имеют равные права обитания на планете. Я работала воспитателем детского сада и видела: если ребенка научить правильно ухаживать за цветами, животными, он будет делать это с любовью. Если не научить (как учим играть, есть, умываться), он будет кричать, бить, издеваться над братьями нашими меньшими, и идет эта агрессия от неумения и беспомощности. Не случайно на Западе все маленькие дети посещают экологические школы. Года два назад видела малышей на занятиях в зоопарках Германии. Сначала они смотрят фильм, слушают рассказ, а затем им в руки дают лягушонка, черепашку, игуану, про которых рассказывали. Я видела, как мальчик разговаривал с муравьем, бережно отпуская его в траву: "Иди к своим деткам!" Даже для меня это было откровением: вот с чего начинается любовь ко всему живому на планете. Если упустим время, позднее уже не научить. Именно поэтому в 1997 году мы открыли на крестьянском подворье детский контактный зоопарк, пригласили на работу двух опытных педагогов. А зимой мы выезжаем со своими питомцами в детские сады, дома ребенка, интернаты.
- И все-таки большинство обитателей зоопарка дети видят в тесных неудобных клетках, на бетонном полу.
- Если быть до конца честными, у нас создан не зоопарк, а зверинец образца ХIХ - начала ХХ веков. Сегодня зоопарки строятся совсем иначе, в основном по географическому принципу, когда вся их территория разделена на зоны: Южная Америка, Африка, Австралия, Полярный Север, тайга. Каждая такая биозона создается в естественных условиях, там нет бетона и клеток - грунт, деревья, ручеек, трава. Для ограждения вольеров используются стекло или сетка, защитный ров с водой, электропастух.
- В таком просторном вольере на песке живут ваши тигры?
- Да, если убрать решетку, а ров заполнить водой. В шести метрах перед собой посетители видят жизнь тигриного семейства с тремя малышами. Если бы эта пара сидела в маленькой клетке на бетонном полу, и речи бы не могло быть, что она принесет нам потомство. Мы должны создавать условия, приближенные к природе, естественной среде обитания животных. Такова современная стратегия развития зоопарков, которую я изучала на стажировке в Чехии. В этой маленькой стране, где всего 14 городов, 12 имеют собственные зоопарки, причем площадью 60-80 гектаров. Люди приходят туда, как в лес, идут по тропинке и вдруг попадают в джунгли, тропики, тайгу: Многие из этих зон созданы искусственно за огромные деньги.
- Но нам-то ничего искусственно создавать не надо. На землях Челябинского зоопарка находятся пять карьеров, в которые вы давно планируете заселить медведей, диких кошек, горных копытных, птиц.
- Еще в 1996 году наш зоопарк получил от администрации города государственный акт на право бессрочного пользования 30 гектарами земли. Из них освоено пока лишь шесть гектаров. Концепция открытого зоопарка предполагает дальнейшее освоение нашей территории. Между улицей Труда и детской железной дорогой есть самый большой природный карьер с живописными скалами, водоемами, островками, гротами - идеальное место для экспозиции редких животных, которых можно будет "освободить" из тесных клеток. А посетители смогут наблюдать за ними со смотровых площадок, перекидных мостиков, как в лучших зоопарках мира.
- В зарубежных зоопарках специально для детей создаются маленькие Диснейленды. Но у нас, наверное, это вряд ли возможно?
- У меня как раз есть конкретное предложение чешской фирмы о создании на территории нашего зоопарка детского развлекательного комплекса Динопарк. Она предлагает изготовить и смонтировать в Челябинске движущиеся макеты вымерших животных, которые так нравятся детям, игровые аттракционы, маленький кинозал. Кроме того, я давно мечтаю о создании в нашем зоопарке экспозиции морских котиков с бассейном и амфитеатром для показа возможностей этих удивительных животных. Такие представления больше всего нравятся детям: здесь всегда много людей, брызги, восторженный смех.
- Идеи у вас, конечно, замечательные, но, наверное, даже вам самой они кажутся фантастическими?
- Свои идеи я успешно реализую в строительстве Ижевского зоопарка. Я как единственный в России директор, имеющий диплом на проектирование зоопарков по современным стандартам, выиграла тендер на создание с нуля зоопарка в Удмуртии. Его строительство как раз по географическому принципу биозон одобрил и курирует сам президент республики Александр Волков. Сейчас во многих городах России - Красноярске, Железногорске, Кемерово, Новгороде, Самаре - началось строительство новых зоопарков. Реконструируются многие экспозиции Екатеринбургского, Санкт-Петербургского, Московского, Новосибирского зоопарков, а нашим соседям в Перми выделена новая территория в 40 гектаров.
Десять лет назад мою идею создания зоопарка в Челябинске считали не просто фантастической, но и бредовой. Очень надеюсь, что новые наши проекты будут реализованы, сделают наш зоопарк еще красивее и интереснее.