13-10-01


Под гипнозом

Жителям Златоуста специально затуманивают мозги, чтобы до них не дошел очевидный смысл происходящего на ЗМК

...Человеческое сознание, как правило, довольно легко поддается внушению. Причем "загипнотизировать" можно огромное число людей. Внушить им: то, что вы видите, - совсем не то, что вы видите.

Вот и в Златоусте, как видно, работает команда опытных гипнотизеров. Любого спроси: что, собственно, происходит на ЗМК? И каждый ответит: конфликтуют акционеры, "Геолинк" борется с "Синарой". И этот ответ в корне неверен. Потому что на самом деле на ЗМК борются два подхода к управлению заводской экономикой. Побеждает пока что подход временщический, захватнический. А в проигрыше, увы, подход созидательный.

Сегодня решается судьба комбината на ближайшие десятки лет: быть ему передовым, развивающимся предприятием или возвращаться к тому, от чего комбинат уходил, напрягая все силы, - к банкротству и нищете.

Чтобы разрушить чары гипнотизеров, чтобы прозреть, всего-то и нужно - сопоставить очевидные факты, вдуматься в цифры. Давайте этим и займемся.

На вершину и обратно

Авторитетный журнал "Эксперт" ежегодно анализирует деятельность сотен российских промышленных предприятий. Анализируются важнейшие экономические показатели - рентабельность, уровень инвестиций, объем произведенной продукции. Проверяется бухгалтерская отчетность. Недавно "Эксперт" опубликовал итоги такого анализа за 2000 год - и вот вам сенсация. Впервые за всю свою историю Златоустовский металлургический завод попал в двадцатку (!) самых динамично развивающихся предприятий страны. Еще раз сделаем акцент на немаловажном обстоятельстве: в российские лидеры предприятие угодило по итогам 2000 года. Это был год, когда группа "Синара" имела возможность вкладывать деньги в златоустовское производство, когда сбыт основной продукции ЗМЗ был напрямую связан с присутствием "Синары" в Златоусте. Это был год, когда директор комбината еще не включился в дрязги, когда он утверждал, что интересы производства важнее.

К своему успеху Златоустовский металлургический шел долго и мучительно. Позади были скандалы с участием внешних управляющих, позади была процедура банкротства. Наконец-то начала воплощаться продуманная программа оздоровления златоустовского производства - программа, предложенная именно "Синарой". Динамичное развитие ЗМК, признанное на российском уровне, было бы невозможно без "синарских" инвестиций. И еще - без гарантированного сбыта металлопроката на Синарский трубный завод. Сегодня нашлись умники, которые увидели в этих партнерских связях стремление "превратить ЗМК в один из цехов СинТЗ". Вряд ли стоит всерьез опровергать подобные пропагандистские выверты. Тем более что оживление сбыта во многом повлекло за собой рост заработной платы на комбинате, помогло начать программу технологического перевооружения ЗМК.

Было бы логично ожидать, что в ближайшем будущем Златоустовский металлургический твердо обоснуется на лидирующих позициях, а то и покорит новые высоты. К сожалению, уже сейчас ясно, что завоевания 2000 года пропали даром. "Самый динамично развивающийся" начал стремительно "развиваться" в обратную сторону. Если к победе комбинат и "Синара" шли долгие годы, то назад к пропасти ЗМК летит семимильными шагами - один, без "Синары".

Что такое "Синара"

Самое время рассказать, что такое "Синара". Златоустовские "гипнотизеры" усердно лепят из нее врага, чтобы было на кого списать неудачи. В фаворе - другой акционер, фирма "Геолинк". Пока "Синара" вела ЗМК к первым строчкам в общероссийских промышленных рейтингах, "Геолинк" организовывал все новые судебные тяжбы. И, как видим, преуспел. Но может ли эта фирма похвастаться какими-либо существенными успехами в виде управления производства?

Группа "Синара" управляет большим металлургическим холдингом, объединяя предприятия в Челябинской, Свердловской, Оренбургской областях - всего около 20. Вот что рассказывает заместитель директора Торгового дома Синарского трубного завода Юрий Соколов:

- СинТЗ первым среди трубных заводов России сумел после общероссийского экономического кризиса восстановить уровень загрузки мощностей. По производству основной продукции он вышел на объемы 1991 года - и это тоже своего рода рекорд, которому могут позавидовать многие предприятия отрасли. Еще три года назад СинТЗ практически не присутствовал на внешнем рынке. Сегодня он - один из крупнейших поставщиков труб в Европе, имеет все необходимые аттестации и сертификаты.

С конца девяностых численность трудового коллектива Синарского трубного выросла на две с половиной тысячи человек и составляет сегодня 12500 человек. При этом коллектив "помолодел" на три года, средний возраст работающих - 37 лет. Ветераны СинТЗ вот уже полтора года регулярно получают заводскую надбавку к пенсии. На попечении заводчан - Дворец культуры, Дворец спорта, профилакторий, детский загородный лагерь отдыха. Возрождается футбольная команда, а зимой стадион трубного завода превращается в единственный в городе каток...

За три года в развитие производства инвестировано около 80 миллионов долларов. Ставка - на высокие технологии и передовое оборудование мирового класса. Полным ходом идет на заводе "стройка года" - возводится новый термоотдел, который планируется сдать в эксплуатацию в декабре. Параллельно завод готовится к вводу новой нарезной линии германского производства.

Всего этого достаточно, чтобы понять: партнерство с "Синарой" никогда не было обузой для ЗМК. И не таило в себе никаких опасностей. Наоборот, это партнерство выводило оба предприятия - и ЗМК, и СинТЗ - в число наиболее передовых.

Кому же понадобилось разрушить то, что создавалось с большим трудом и что приносило вполне положительные результаты?

Великий гипнотизер

Ключевая фигура в конфликте на ЗМК - генеральный директор Насибулла Мухатдинов. Вероятно, то, что здесь написано, сперва покажется "загипнотизированным" златоустовцам невероятным. Насибулла Хадиатович охотно раздает интервью, представая перед публикой в качестве мудрого управленца, болеющего за производство. Однако пора, пора нам научиться верить не словам, а делам.

Ибо слова у Мухатдинова с делом расходятся, и разительно. Генеральный директор "дружил" с "Синарой", пока с него не потребовали отчет о работе. Мухатдинов и появился на своем нынешнем руководящем посту только благодаря доверию, оказанному группой "Синара".

Почитайте интервью, которые давал гендиректор всего-то год назад. Разбирательства между акционерами он называл "политикой", никому не советовал в них вмешиваться, утверждал, что и сам придерживается такого принципа. Осенью 2001 года мы видим совсем другого Мухатдинова - на "Синару" сваливает ответственность за все экономические провалы. Принцип невмешательства в "политику" начисто забыт. Интересно, каким станет Мухатдинов завтра? С кем сведет дружбу? Не исключено, что через годок принципиальный гендиректор будет поносить своих сегодняшних "друзей" и сваливать на них разруху и банкротство, гипнотизируя доверчивую публику.

Помнится, еще в начале года генеральный директор убеждал работников, что к концу года средняя зарплата на комбинате достигнет 5000 рублей. Уж наступил октябрь, как писал великий поэт. А наступит ли экономическое чудо, о котором рассказывал великий гипнотизер?

Судите сами, как поживает ЗМК осенью 2001 года - благодаря "Геолинку" и Мухатдинову.

Миллионеры на руинах

Вот "голые" цифры, их не надо и комментировать.

Производство стали на ЗМК: в мае этого года - 41769 тонн, 8 сентября - 34000 тонн.

Производство проката: в мае - 26994 тонны, в сентябре - 23400 тонн.

Казалось бы, изменения показателей не слишком пугающие, но за счет того, что выпускается более дешевый сортамент, "кривая" рентабельности производства ползет все последнее время строго вниз: в мае рентабельность ЗМК составляла 5,7 процента, в июне - 3,7, в июле - уже минус 4,22, в августе - минус 3,4 процента. Финансовые показатели резко сократились, и подведение итогов третьего квартала в налоговых органах живописно покажет сокращение платежей ЗМК в бюджет города и области.

Златоустовское производство сразу же, как только с комбината "ушли" "Синару", перестало быть прибыльным. Сегодня ЗМК работает себе в убыток. Это значит, что обещания повысить зарплату, нарастить объемы производства - прямая ложь.

Так беззастенчиво лгать может только тот, кто уже нашел себе запасной аэродром, кто доживает на комбинате последние деньки. И пока ЗМК на бреющем будет подлетать к пропасти, этот хитроумный кто-то успеет катапультироваться - только его и видели. Еще кое-что из практики гипнотизеров: они настойчиво уверяют, что виновна в катастрофическом спаде златоустовского производства, конечно же, группа "Синара". Есть она в Златоусте, нет ее - она виновна по всем и всегда. Когда СинТЗ закупал 70 процентов златоустовского металлопроката, его виноватили в жадности, когда перестал закупать - опять виноватят. Поистине у гипнотизеров язык без костей.

Впрочем, у "Синары" терпение не безгранично. Недавно суд взыскал с ЗМК в пользу "Синары" 115 миллионов рублей за сделанную предоплату и осуществленные поставки сырья и материалов комбинату. Судебные тяжбы, инициатором которых является Мухатдинов, только начались, а заложником этой ситуации оказывается комбинат, люди, которые трудятся на предприятии.

Эти миллионы, останься "Синара" в Златоусте, были бы использованы с выгодой для ЗМК. Но, видимо, чья-то выгода оказалась предпочтительнее. Ради развода с "Синарой" группа товарищей денег не жалеет. Богатые же это должны быть товарищи! Миллионеры!

Еще не вечер

Что тут скажешь? Еще не поздно восстановить былое положение дел, вернуть Златоустовский металлургический комбинат на траекторию динамичного развития. Проблема в том, что в Златоусте, кажется, нет руководителей, заинтересованных в мирных переговорах с "Синарой". Здесь действуют по принципу: "Чем хуже, тем лучше". Кому хуже, а кому лучше, мы разобрались. Жаль, что не до конца, видимо, разобрались в этом златоустовцы. Ведь убытки ЗМК - это удар по городскому бюджету, по всем горожанам. Удар тем более ощутимый, что впереди сложная зима.

Странно во всей этой истории одно - молчание трудового коллектива. Будто у людей воспитали полнейшую апатию к судьбе родного предприятия. Один акционер подсиживает другого, гуляют по городу сомнительные листовки, падает производство, гендиректор разводит турусы на колесах - а профкома не слыхать не видать. А трудовой коллектив словно загипнотизирован: что будет с нами, то и будет. Хотя закон дает трудящимся право спрашивать с акционеров, с генерального директора, ведь и у них есть обязанности перед комбинатом.

Под гипнозом человек собой не владеет. Может и на верную смерть пойти.

Не рановато ли, товарищи заводчане?

Сергей РОЩИН