13-10-05


Сити-менеджер не справился...

В Верхнем Уфалее отправлен в отставку Константин Янюк, второй человек в городе

Сити-менеджер Верхнего Уфалея Константин Янюк написал на имя главы города Юрия Зайцева заявление с просьбой об увольнении. Мэр вынес его на обсуждение городского Собрания. Депутаты проголосовали за отставку руководителя.

Это оказалось для горожан полной неожиданностью. Янюк - человек в Верхнем Уфалее известный. В свое время работал первым секретарем горкома ВЛКСМ. Затем перешел на завод "Уралэлемент", где прошел путь от рядового инженера до генерального директора. На мартовских выборах этого года баллотировался на пост главы. Далеко отстал от победителя Юрия Зайцева. Тем не менее подал заявку на участие в конкурсе на сити-менеджера. Квалификационная комиссия утвердила 53-летнего опытного хозяйственника без колебаний. И вот, проработав в должности всего пять месяцев, он покинул этот пост.

Что подтолкнуло Константина Янюка к такому решению? На вопрос корреспондента "Челябинского рабочего" отвечает глава Верхнего Уфалея Юрий ЗАЙЦЕВ:

- Если говорить коротко, то неподготовленность города к зиме. В функции сити-менеджера входят вопросы газо-электро-водо и теплоснабжения, благоустройство, дороги. Одним словом, все городское хозяйство, включая коммуналку и образование. Очевидно, такой груз оказался для Константина Герольдовича непосильным.

Как оказалось, в начале октября в Верхнем Уфалее не была запущена котельная в квартале "З", отапливающая шесть пятиэтажек в центре города, на улицах Бабикова и Суркова. Не обеспечен топливом в полном объеме и теплоисточник в поселке Черемшанка. Проблемное положение с котельной завода "Уралэлемент", которая отапливает значительную часть города.

Можно ли на примере Верхнего Уфалея делать вывод о том, что новый управленческий институт, появившийся на Южном Урале после мартовских выборов этого года, оказался несостоятельным?

На этот вопрос мэр Юрий Зайцев ответил категорично:

- Я, как вы знаете, человек военный, поэтому привык подчиняться приказам, в нашем случае - законам. 131-й закон подразумевает наличие выборной должности, как моя, и сити-менеджера. Главу выбирает народ, а сити-менеджера на конкурсной основе назначает комиссия, в состав которой входят три-четыре депутата из состава горсобрания и по одному представителю от областного правительства и Законодательного собрания. На конкурс было представлено пять человек. Утвердили Янюка. Все-таки директор крупного оборонного завода, серьезный хозяйственник, доктор технических наук. Но так получилось, что не справился.

Что касается освободившегося места сити-менеджера, то объявлен новый конкурс. Условия будут объявлены в ближайшем номере местной газеты "Уфалейский рабочий. Пока желание взвалить на себя груз городских забот изъявили два человека. Одна из них - женщина.

Кто такой сити-менеджер

Должность сити-менеджера или главы администрации муниципалитета была введена в структуру местной власти уставами девяти городов и районов области. Она появилась в Челябинске, Троицке, Агаповке, Кизиле, Чесме, Верхнеуральске, Верхнем Уфалее, Усть-Катаве и Миассе.

Сама идея пришла из Москвы. Государственная Дума предложила местным депутатам три схемы реформирования муниципальной власти. В первом случае Глава города избирается путем всенародного голосования, а городская Дума выбирает из своего состава спикера. Эта традиционная схема предусматривает жесткое разделение ответственности между главой и народными избранниками. Первый руководит городском хозяйством, депутаты принимают бюджет города и необходимые для его нормальной жизнедеятельности законодательные акты. Таким путем, напомним, пошла команда нового мэра Челябинска Михаила Юревича, затем главы Троицка Михаила Синеока. Следуя их примеру, от поста сити-менеджера отказались и в Усть-Катаве.

Во втором случае избранный глава возглавляет представительный орган муниципалитета, а местным хозяйством занимается контрактник, нанимаемый представительным органом.

По третьему варианту главой города становится человек из числа депутатов местного парламента. Управленца же, как и в предыдущем случае, назначает Дума. По такому пути пошли депутаты Миасса, чем ввергли городскую власть в кризис, разрешить который позволило только вмешательство губернатора.

Прошедшие пять месяцев показали, что должность сити-менеджера - далеко не панацея от всех бед городского хозяйства. Где-то у глав исполнительной власти по старинке возникает желание заняться чем-то конкретным, что порождает неизбежный в таких случаях параллелизм. Где-то мэр и сити-менеджер слишком долго привыкают друг к другу по субъективным причинам. В любом случае успех муниципальных управленцев будет зависеть от объема имеющихся в их распоряжении бюджетных ресурсов и более четкого разделения полномочий между различными уровнями власти. Так что по-настоящему судить об эффективности или неэффективности института сити-менеджеров мы сможем только тогда, когда начнется реализация закона о местном самоуправлении.

Виктор РИСКИН, Сергей ЖИТЕНЕВ