13-10-98


Сын и директор Магнитки

Так земляки называют Виктора Рашникова

Так уж почему-то получается, что вожаки прославленного металлургического гиганта редко слышат при жизни теплые слова в свой адрес. С раннего утра и до ночи решают они сотни больших и малых проблем. У них практически нет личной жизни, они не хотят и не могут отдыхать. Потому и изнашиваются быстро.

Виктор Филиппович Рашников - типичный трудоголик. Но лицо у него свежее, глаза молодые, только вот голова изрядно поседела.

Пресс-конференция для местных журналистов была обычной, традиционной. Но корреспонденты, конечно же, пронюхали, что буквально накануне этой встречи Рашников успешно защитил докторскую диссертацию. А 13 октября ему исполняется 50 лет. Эти два события придали беседе особо доверительный характер. Журналисты с пристрастием "допросили" Виктора Филипповича о ситуации в стране и на ММК, о его отношении к "раскольной деятельности" некоторых руководителей финансово-промышленной группы "Магнитогорская сталь", о сырьевой проблеме, о стиле работы новой команды генерального, о его семейной жизни... В итоге насобирались штрихи к портрету видного командира производства и просто умного, скромного, доступного и обаятельного человека.

Семья Рашниковых обосновалась в наших местах еще в середине прошлого века - в поселке Среднеуральский, он был по соседству с казачьей станицей Магнитной, на этом месте сегодня стоит кислородно-конвертерный цех комбината. Мама генерального директора Галина Егоровна вспоминает, как в 1929 году она, десятилетняя девчушка, бегала сюда смотреть чудо-технику - паровоз. Жили в своем доме, не удивительно поэтому, что дети научились всему - погоду пинать было некогда. Спиртного в их доме не водилось, гостей угощали пирогами и чаем. Никто не слышал, чтобы родители выясняли отношения, ссорились, грубили.

Отец Филипп Митрофанович был "простым работягой" в цехе подготовки составов. Участник войны, он никогда не докучал воспоминаниями о сражениях, лишь года за два до смерти скупо рассказал о своем пребывании в плену, и опять же без нагнетания "ужасов". Сын Виктор в него - по выдержке, умению сдерживать свои эмоции. Мама тоже "академиев не кончала", но слышали бы вы, как она рассказывает, какой сочный и очень русский у нее язык! Отношения в семье строились на взаимном уважении и честности. Обещал - сделай. Причем делай только хорошо. И никогда не злословь. Болтунов и интриганов Виктор Филиппович на дух не переносит.

Словом, обычная русская рабочая семья. Как раньше говорили: малообразованная. Но именно в таких семьях почему-то воспитывается благоговейное отношение к учености, книгам.

- Я рос как бы в минусовом поле, - смущенно рассказывает журналистам генеральный директор. - Вы, наверное, уже почувствовали, общаясь со мною, что я не так щедро начитан, как хотелось бы. Поэтому всю жизнь стремлюсь пополнить запасы знаний. Я ведь вижу свои пробелы, когда беседую с людьми более высокого образовательного уровня. Даже теперь.

Согласитесь, далеко не каждый руководитель предприятия, тем более такого масштабного, как ММК, рискнет откровенничать на эту тему. А Виктор Филиппович ничуть не боится показаться не очень эрудированным. Вспоминает, что после окончания техникума не был готов к поступлению в вуз, поэтому записался на специальные курсы. Не скрывает, что учиться ему всегда было нелегко. Наверное, и потому, что все свободное время, особенно летом, приходилось подрабатывать, "шабашить". Зато к окончанию вуза купил кооперативную квартиру!

Рассказывая о себе, Виктор Филиппович словно специально отбирает такие факты, в которых рефреном звучит одно: не делайте из меня гения, начиненного всевозможными талантами; успехи, которых удалось добиться, достигнуты благодаря кропотливой работе. Важно что? Правильно поставить цель. И настойчиво искать пути реализации. Да, любой из нас имеет право на ошибку. Но зачем их делать? Это же непозволительная роскошь. Учителей у Рашникова - море. Многие из них до сих пор остаются его друзьями и коллегами - и в техникуме, и в университете, и, конечно же, на комбинате. Ему повезло поработать под руководством многих директоров ММК: Филатов, Галкин, Радюкевич, Ромазан, Стариков.

- Вы знаете, когда я шесть лет подряд был первым заместителем генерального, у меня было свое, несколько упрощенное видение роли вожака комбината, - говорит он. - Когда я стал первым лицом, то понял, что недооценивал значимость этой суровой должности. Многое пришлось срочно пересмотреть. Слишком тяжелая и ответственная ноша - быть генеральным.

На долю Рашникова выпал один из самых драматичных периодов. Непродуманная реформа многих положила на лопатки, отечественная индустрия разваливается на глазах. И во всей стране сегодня лишь три металлургических кита умудряются держаться на плаву: Магнитогорский, Череповецкий и Липецкий.

Наблюдая из года в год, из месяца в месяц, как мужественно борется комбинат за свое место под рыночным солнышком, поражаешься мудрости и высочайшему профессионализму капитанов этого металлургического корабля. Его штормит от сомнительных экспериментов, в которые брошена наша держава. Его трясет от небывалого кризиса, ринувшегося на нас с Юго-Востока мирового окружения. А тут еще ритмично накатывают волны информационной войны, которую навязывают некоторые центральные средства массовой информации. Думаешь: есть ли предел терпению у акционеров?

Оказывается, есть. И немалый. Не поддаются они на всевозможные провокации. Не бегут на митинги. Не садятся на рельсы. Не требуют себе особых условий в ущерб партнерам. А продолжают работать. Ибо кому станет легче, кто станет богаче от того, что перестанет вкалывать такой уникальный гигант промышленности, где, похоже, забыли отменить лозунг тридцатых годов "Вытянемся в нитку - не подведем Магнитку!" Комбинат не может позволить себе замереть даже на минуту. Он самодостаточен, худо-бедно проживет и без иных промышленных партнеров. А вот без него зачахнут и Магнитогорск, и областной центр, и многие, многие смежники.

- Если чихает комбинат, то в городе насморк, - говорит мэр Магнитогорска Виктор Аникушин. - Если на комбинате насморк, то в городе грипп или воспаление легких. Но, к счастью, до этого не доходит. Потому что во главе ММК стоит такой умный руководитель, как Виктор Филиппович Рашников. Он подлинный генератор идей. У него подобрана великолепная команда единомышленников.

- Общая стагнация экономики и паралич управления по всей вертикали исполнительной власти в стране до минимума снижает возможности маневра генерального директора ММК, - говорит ректор педагогического института, советник губернатора области Валентин Романов. - Но и в этой катастрофической обстановке Рашникову не откажешь в настоящем мужестве и бойцовских качествах. Он способен обеспечивать известный баланс в интересах своего предприятия и города. А сколько он делает для наших пенсионеров, детей, работников социальной сферы!

Многие авторитетные люди Магнитки по-хорошему завидуют Рашникову: он успевает делать потрясающе много. Открыт Детский ледовый дворец, реконструирована первая доменная печь и капитально отремонтирована первая, продолжается строительство дорог европейского уровня, обновляется аэропорт, подписан контракт на возведение мощнейшего стана "2000"... Виктор Филиппович то открывает аптечный киоск для ветеранов, то мчится в Москву на встречу со спикером Государственной Думы, то едет в Челябинск по депутатским делам, то участвует в организации массового спортивного мероприятия (кстати, горные и водные лыжи "прописал" в Магнитке именно он, энтузиаст этих видов спорта).

Особые отношения сложились у него с родным вузом - теперь это технический университет, который давно является кузницей кадров для комбината, и не только.

Чем бы ни занимался Виктор Филиппович, на первом месте у него не машины, не оборудование, а люди. Но больше всего подкупает ректора университета необыкновенная тяга Рашникова к знаниям. Казалось бы, когда? Да и возраст уже не тот. Нередко рабочий день генерального директора продолжается до поздней ночи. И все же Виктор Филиппович находит время, силы. Нет, совсем не формально стал он доктором технических наук. И здесь он на высоте - профессионально, дотошно вникает во все научные тонкости.

Металл делается сталью с помощью различных добавок. Образно говоря, одной из таких легирующих добавок является личность самого генерального директора ММК, его руководящий уровень, стиль работы, его команда. Металлургам повезло, что у них есть такой рулевой.

Юрий КОРМИЛЬЦЕВ.

(Наш корр.).

г. Магнитогорск.