13-11-01


Оборонка. Кто выживет?

Что дает "холдингизация" отрасли предприятиям Южного Урала?

Валентин МИТИН

Челябинск

Внимание к военно-промышленному комплексу (ВПК) со стороны российского правительства в этом году повышенное. Введен даже новый термин. Вместо привычного ВПК высшие государственные чины употребляют теперь определение - ОПК (оборонно-промышленный комплекс). Видимо, это должно подчеркнуть значимость проводимых реформ.

Ситуация в отрасли

Программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса России предусматривает создание на основе существующих предприятий 50 базовых концернов и холдингов. Главенствующая роль в них будет отдана конструкторским бюро, а основной задачей станет создание новых образцов военной техники и вооружений, а также модернизация ныне имеющегося у Российской армии арсенала. Как сказал вице-премьер Илья Клебанов, из слабоуправляемых и аморфных осколков могучего советского ВПК мы должны создать компактный и эффективный оборонно-промышленный комплекс, отвечающий современным требованиям Минобороны РФ.

Первыми результатами правительство уже довольно - есть значительный прирост производства в ОПК: в области военного производства этот показатель составил 80 процентов, а в области гражданского производства, связанного с ОПК, - 60 процентов.

Помимо вхождения в холдинги для оборонных предприятий есть еще один сюрприз - их число сократится. На оставшихся заводах будут сконцентрированы базовые оборонные технологии, а уровень за-грузки мощностей существенно увеличен.

Естественно, что при такой позиции правительства российские оборонные предприятия уже включились в борьбу за выживание. Для многих из них отлучение от Министерства обороны означает смерть - продажу по остаточной стоимости и перепрофилирование.

Полпред в Уральском федеральном округе Петр Латышев конкретизировал общие постулаты, высказанные Ильей Клебановым. Он заявил, что 50 процентов мощностей военных заводов Минобороны уже не нужны. Военного заказа достойны те предприятия, кто успешно конкурирует в сфере гражданской продукции и не будет вечным нахлебником у государства. Так, на крупном предприятии "Уралвагонзавод" (Свердловская область) военный заказ сейчас составляет всего 1,5 процента от производственных мощностей, остальное - гражданская продукция.

К сожалению, челябинские оборонщики не могут похвастаться незыблемостью своих позиций. 30 октября в Москве на совместном заседании президиумов Госсовета РФ и Совета Безопасности губернатор Петр Сумин прямо заявил, что при размещении государственного заказа предприятия нашего региона обижают.

Из выступления П. Сумина ясно, что он сторонник размещения госзаказа исключительно на конкурсной основе. Политика правительства в отношении ОПК должна быть прозрачной и предсказуемой. Реформируя оборонно-промышленный комплекс, государство должно провести финансовое оздоровление отрасли, простить многие долги, так как само не расплачивалось с предприятиями. Только в Челябинской области сумма, накопленная за девять месяцев текущего года, составила 100 миллионов рублей. Эта проблема, по мнению П. Сумина, должна быть решена безотлагательно. Необходим федеральный центр координации работы оборонных предприятий, возглавить который должен правительственный чиновник уровня вице-премьера.

А вот когда государство рассчитается с предприятиями, можно заняться созданием холдингов и концернов, а также продумать судьбу трудовых коллективов, отдельным законодательным актом зафиксировав меры социальной защиты людей, работавших на ВПК. П. Сумин также считает, что при планировании бюджета суммы затрат на "оборонку" должны проходить двумя строками - текущие расходы и освоение нового производства и технологий.

Экскурсия по заводам

Как живут сейчас наши оборонные предприятия?

Пожалуй, больше других повезет в следующем году Государственному ракетному центру (ГРЦ) в Миассе. Он попал в программу вооружений на 2002 год, которой предусмотрено приоритетное финансирование.

Неплохо чувствует себя "Сигнал". Военный заказ составляет здесь чуть меньше половины всей выпускаемой продукции. Это без учета заявок на экспорт. Весомый доход дают изделия "мирного" характера. Освоен широкий спектр изделий гражданской продукции: профессиональные фейерверки, "новогодняя мишура", изделия "морского регистра".

Платежи "Сигналу" со стороны Минфина РФ за оборонный заказ идут стабильно. Сейчас "Сигнал" реструктурирует на шесть лет свою бюджетную задолженность за прошлые годы, а также начисленные в качестве дисциплинарных взысканий пени и штрафы. В последнее время это предприятие является одним из самых исправных налогоплательщиков.

Челябинский автоматно-механический завод помимо деталей для подствольных гранатометов, блоков системы управления к реактивным снарядам, гильз и корпусов снарядов для автоматических артиллерийских систем, гильз боевых пиропатронов для самолетного устройства КДС-155, создающего инфракрасные помехи, выпускает сегодня мебельную фурнитуру и автозапчасти, газовые и электроплиты, электросварочные приставки и электромагнитные пускатели, широкую гамму инструментальной продукции. Завод ожидает вхождение в холдинг, куда также будут включены одно московское предприятие и тульское КБ.

Более 70 процентов радиолокационной аппаратуры в аэропортах страны - это изделия челябинского ФГУП "Полет". Несмотря на трудности, этот научно-производственный комплекс сохранен. Специфика предприятия такова, что трудно порой разграничить, где "Полет" работает на обеспечение безопасности мирных полетов, а где решает задачи оборонного характера.

"Полет" наладил связи с крупной американской фирмой "Вестингауз", с французской "Томсон". Изделия "Полета" соответствуют всем международным стандартам и являются конкурентоспособными на зарубежном рынке. По заказу фирмы "Томсон" изготовлено семь радиолокаторов. "Полетовская" аппаратура поставляется в страны СНГ, Ближнего Востока, Азии, Африки, Южной Америки и Европы. В прошлом году заключен контракт на поставку оборудования для Кубы.

Изделия "Полета" обеспечивают посадку воздушных лайнеров по третьей категории метеоминимума, то есть в условиях отсутствия видимости. Они востребованы крупными аэропортами страны. Сейчас идет поставка для международного аэропорта Шереметьево-2. Там устанавливаются две такие системы. Следом планируется поставка в другой аэропорт Москвы - Домодедово.

В советское время, когда "Полет" был научно-производственным объединением (НПО), помимо головного предприятия в Челябинске в него входили три завода на Северном Кавказе и научно-исследовательский институт. Все разработки НИИ по сей день воплощаются Челябинским радиозаводом. Вероятно, что в ближайшем времени появится концерн или холдинг, очень похожий на НПО советской эпохи.

Особую группу челябинских оборонных предприятий представляют ОАО "Электромашина" с присоединенным к ней агрегатным производством, СКБ "Ротор" и СКБ "Турбина".

Челябинский агрегатный завод, ставший в 2000 году частью ОАО "Электромашина" и ГУП СКБ "Турбина", долгое время были единым организмом. Их разработки и продукция - газотурбинные двигатели. "Ротор" ориентирован на "Электромашину" и некоторые другие предприятия, находящиеся за пределами Челябинской области. Основные разработки "Ротора" и "Электромашины" - электромеханические системы управления для бронетанковой техники.

Оборонка и приватизация

Самый проблемный узел челябинской оборонки образовался именно здесь. Отчасти это связано с тем, что "Ротор" и "Турбину" в 2002 году ждет приватизация. Оба конструкторских бюро останутся в собственности государства, но из унитарных предприятий превратятся в акционерные общества.

Теоретически это необходимо для того, чтобы был создан один из 50 холдингов, а все вошедшие в него заводы и КБ гарантировали бы себе сохранение статуса оборонного предприятия. Практически это порождает массу проблем и даже нарушений.

Оказывается, что с приватизации начала 90-х мало что изменилось. Все происходит под завесой тумана. Как и во времена скандально известного руководителя Головлева, законы не соблюдаются, решения подчас принимаются произвольно. О том, каким образом будут функционировать предприятия в единой связке, как они станут управляться, информации нет.

А между тем задача поставлена сложная - в короткие сроки нужно не только объ-единиться в холдинг, но и добиться такого управления финансовыми потоками, чтобы поступления от экспорта наряду со средствами Минобороны можно было использовать для создания новой техники. Также необходимо организовать сильную маркетинговую структуру.

Нынешний директор Олег Бочкарев, занимающий этот пост с мая 1998 года, с задачей явно не справляется. У него было все: поддержка коллектива, покровительство Москвы и областной администрации. Но с каждым годом число управленческих ошибок не уменьшалось, а росло. Дважды в отношении Бочкарева возбуждались уголовные дела в связи с уклонением от уплаты налогов в особо крупных размерах. Полгода назад Бочкарев и вовсе начал терять контроль над ситуацией. К этому времени он уже совмещал должности генерального директора ОАО "Электромашина" и исполняющего обязанности генерального директора ФГУП "Ротор". Вообще-то такое совмещение запрещено законом, но дело даже не в этом. Как раз в это время Бочкарев совершает ряд немотивированных управленческих решений. Переводит оборотные средства "Электромашины" в московский банк, не имеющий филиала в Челябинске, на протяжении трех месяцев не допускает на предприятие аудиторскую проверку. Инициирует выделение из состава "Электромашины" агрегатного производства в самостоятельное предприятие. Ценой огромных усилий акционеров из числа работников и приезда госкомиссии в октябре удалось избежать осуществления этого ошибочного решения.

Все это время в областную администрацию и Российское агентство по обычным вооружениям поступают парадные реляции о необыкновенном росте производства на "Электромашине". Цифры, содержащиеся в отчетах Бочкарева, чиновники повторяют с трибун, не задумываясь, что это - обыкновенные приписки. По свидетельству экономистов "Электромашины", липовый рост объемов производства произошел из-за переоценки готовой продукции, хранящейся на складах.

В довершение ко всему Бочкарев вступил в конфликт с акционерами, являющимися работниками предприятия. Результат - предприятие потеряло 34 специалиста. Именно этот затянувшийся конфликт заставляет государство вмешаться в судьбу ОАО "Электромашина" и будущего холдинга. Другого решения, кроме смены директора, нет. Лучший способ погасить конфликт - найти опытного управленца на стороне и назначить его директором. Выбор остановили на 50-летнем бизнесмене Владимире Васенине. В прошлом Васенин - военный летчик первого класса. В 1992 году организовал и возглавил корпорацию "Логос". "Электромашина" - для него хорошо знакомое предприятие. Еще в 1998 году он вел большую работу по размещению на ОАО "Электромашина" заказов крупного немецкого производителя бытовой техники фирмы "Бош - Сименс". Но дефолт вынудил немцев отложить контракт.

Последствия кризиса мы пережили, иностранные фирмы снова проявляют большой интерес к нашей стране. Поэтому приход Васенина может дать новый толчок для развития производства гражданской продукции на ОАО "Электромашина".

Москва и администрация области к фигуре Васенина относятся благосклонно. Акционеры из числа работников предприятия также согласны его поддержать. Окончательное решение примет собрание акционеров 15 ноября.

Заканчивая рассказ о челябинской оборонке, следует сказать: корень бед все же не в отдельных личностях - благо им находится замена, а в отсутствии у общества и оборонщиков ясного понимания того, что происходит. Проще говоря, не хватает плана действий. Но, как бы то ни было, пожелаем челябинским предприятиям успешно пережить трудное время реорганизации.

Правительство заявляет прямо: ресурсов хватит только на то, чтобы забрать критические технологии, которые просто утрачиваются, с умирающих предприятий и перенести их в некие "инкубаторы" на базе еще живых предприятий.