13-11-03
Есть такая профессия - вагонник. Это железнодорожники, которым доверено здоровье вагонов. Да, так они и говорят: подать под погрузку здоровый вагон. И в самом деле, в дороге, на рельсах тысяч километров, на подъездных путях, сортировочных горках, в гаражах-размораживателях, на вагоноопрокидывателях и эстакадах вагоны набираются разных "болезней", от которых вагонники лечат их в депо.
Вагонная проблема особенно актуальна у нас, на Южном Урале. К металлургическим предприятиям и ГРЭС ежедневно подаются десятки составов с обязательными грузами. Сыпучие грузы зимой смерзаются так, что не поддаются разгрузке без предварительной выдержки в "тепляках". Экономика области очень зависима от вагонного обеспечения.
Вы знаете, на чем держатся вагон и все вагонное хозяйство? На колесной паре. То есть на оси, на диске и ободе колеса. Если хоть одна колесная пара чуть-чуть "прихворнула", состав не довезет груз, а то и угодит в аварию. Мало того что ось, на которую опирается вагон, должна быть цельной, без трещин, от нее требуется абсолютная симметричность. Вагонникам известен такой дефект - неравномерный прокат: ось слегка, на миллиметры, искривлена при прокате. Если осмотрщик на слух или при осмотре обода колеса не уловит этот дефект, колесная пара может пойти вразнос.
Надо подняться на переходный мост у Челябинского железнодорожного вокзала, дойти до середины и остановиться. Сверху вы увидите десятки составов - прибывающих, отправляющихся, стоящих. Вагоны - пассажирские и грузовые - крытые, платформы, полувагоны, цистерны, рефрижераторы - несть им числа. На рельсах - все богатства страны от металлургических окатышей до шоколадных конфет. Днем и ночью, во все времена года, по всем направлениям катятся колесные пары, на которых "перетекают" из пункта в пункт грузы России.
Есть такая профессия - вагонники. В десяти вагонных депо Южно-Уральской железной дороги они отмечают свой 70-летний юбилей. К юбилею вышла книга - толстая, почти 900 страниц, богато иллюстрированная, по-настоящему юбилейная. Называется "Вагонники". Председатель редакционного совета - А.Б. Молчанов, редактор-составитель - А.Л. Казаков.
Михаил МИХАЙЛОВ