14-02-03


Его мрамор - дышит

Сегодня в Челябинской областной картинной галерее открывается персональная выставка скульптора Вардкеса Авакяна

Инга МЕЛЬНИКОВА, Челябинск

Самый "музыкальный скульптор", мастер многофигурных композиций и обнаженной женской натуры, единственный на Урале художник, работающий с белым мрамором. Так говорят о 71-летнем заслуженном художнике России Вардкесе Авакяне. Сегодня, спустя восемь лет после первой, он открывает свою вторую персональную выставку из работ, которые до этого нигде прежде не выставлялись.

Восемь лет - рубежная в определенном смысле дата как для легендарного автора челябинских монументов И. Курчатову и С. Прокофьеву, так и для областной картинной галереи. Из работ этого вида изобразительного искусства традиционно редко составляются полноценные экспозиции: сам процесс создания скульптур довольно трудоемкий, да и скульпторов всегда меньше, чем живописцев или графиков. Этим сотрудники картинной галереи объясняют тот факт, что со времени первой выставки Авакяна скульптурных экспозиций у них и не было.

Первая же персональная выставка Вардкеса Авакяна носила некий ретроспективный характер: на ней были и скульптуры передовиков производства, и образы всем известных людей, и портреты простых русских женщин, и работы из области так называемого "соцзаказа". А сегодня большинство из тридцати представленных скульптур Вардкеса Айковича - это уже некие "избранные" произведения на центральные и излюбленные темы творчества художника - обнаженной женской натуры и трагических эпохальных личностей из мира музыки.

Причем, как и сорок лет назад, когда выпускник Ереванского художественного училища переехал в Челябинск из Армении, Авакян и сегодня остается верен белому мрамору и классическому направлению в скульптуре. Он наиболее точно прочувствовал природу этого камня, сумел преодолеть его изначальное сопротивление. А эстетскую красивость, определенную фактурность и тяжеловесность мрамора научился не только не искажать, но и вводить в гармонию с духовной человеческой красотой своих натурщиков. Точнее - натурщиц.

Характерный тому пример - скульптурная экспозиция второго, светлого и камерно-интимного, зала этой выставки. Здесь куратор экспозиции и искусствовед картинной галереи Елена Устьянцева собрала скульптуры с лежащими на боку, потягивающимися, стоящими в полный рост, играющими с детьми и просто сидящими обнаженными женщинами. Грациозные, в каких-то случаях даже идеализированные образы, стройные линии, пластические формы, почти физическое ощущение шелковистости женской кожи. Культ женщины, продолжательницы рода, у Авакяна - и от определенных традиций армянского воспитания. И от собственных творческих принципов верности канонам античного искусства периода позднего эллинизма и до романтизма Родена.

Отчасти за эту особую мелодичность, изящную силуэтность работ Авакяна и называют "музыкальным скульптором". Однако не только поэтому. Вардкес Айкович чувствует неразрывную связь между музыкальной мелодией и линией в скульптуре не просто на образном, но и на, так сказать, историческом уровне. Скульптурными памятниками Прокофьеву, Рахманинову, Хачатуряну, Шостаковичу художник старается выразить не только свое видение того или иного интересующего его музыканта, но и расставить правильные акценты.

Эти личности прежде всего сформировали некие, ставшие теперь общепризнанными правила. Для Авакяна же любое художественное новаторство и есть именно усвоение этих самых традиций, опыта предыдущих поколений. Поэтому он не гонится за формальными новшествами вроде необычного материала или "современной" темы. Вардкес Айкович уже которое десятилетие упорно продолжает работать в жанре портрета. Просто с каждым разом усложняет себе творческую задачу: от образа одного человека до многофигурной композиции, требующей от скульптора умения передать монументальность, движение ритма, массы. А возможности для совершенства, как известно, безграничны как у таких сложных композиций, так и у самого мрамора.

Открытие выставки сегодня в 16.00, вход на вернисаж свободный. n