14-02-04


"Летит, летит степная кобылица..."

Порою поездка в гости помогает лучше понять "домашние" проблемы

Ольга АЙЗЕНБЕРГ

Челябинск-Костанай

"Рабочий визит губернатора Челябинской области в Костанайскую область Республики Казахстан" - так официально называлось мероприятие, проведенное 10 февраля в рамках Года России в Казахстане. Честно говоря, к предложению поучаствовать в нем я поначалу отнеслась весьма скептически. Судите сами: что можно увидеть в ходе 11-часовой "заграничной командировки"? Да к тому же - в составе официальной делегации? Ясное дело, хозяева постараются не ударить в грязь лицом: провезут гостей по "потемкинским деревням", а потом накормят и напоят, демонстрируя восточное гостеприимство.

Действительно, поначалу прибывшие из Челябинска журналисты сильно смахивали на коллег из "кремлевского пула" во время встречи дедушки Ельцина с "другом Рю". Тем более что челябинский губернатор Петр Сумин и аким Костанайской области Умирзак Шукеев неоднократно публично признавались в том, что их связывают не только деловые отношения, но и личная дружба. Петр Иванович рассказал даже, как он уговаривал Умирзака Естаевича поучаствовать в старинной русской забаве:

- Сначала он говорил: "Нет-нет-нет!" Потом в прорубь полез:

Но чем дольше мы находились на костанайской земле, тем больше интереса вызывало увиденное. К тому же принимающая сторона постаралась организовать визит таким образом, чтобы гости поняли: мы не просто соседи на планете Земля - и близкие родственники, и деловые партнеры.

Кладовая металла

Прямо из аэропорта Костанай, где приземлился энкоровский "Як-42" (телевизионщики гадали, как лучше снять встречу акима с губернатором, выходившим из-под хвоста самолета), нас повезли за 40 километров от областного центра - в город Рудный, на Соколовско-Сарбайский горнообогатительный комбинат. Показали, как в огромном карьере глубиной 470 метров добывается железная руда, две трети которой поставляется металлургам Магнитогорска. В этом году горняки Рудного намерены выдать на-гора 16 млн. тонн, из них 10 млн. 400 тысяч тонн будет переплавлено затем в печах Магнитки. Для комбината это 80 процентов всего перерабатываемого сырья. Остальные 20 он добирает на собственной сырьевой базе и завозит с ГОКов, эксплуатирующих Курскую магнитную аномалию. Но КМА - это центр России, удален от нас на 2000 километров. А до Рудного транспортный "рукав" в несколько раз короче.

Говорят, полвека тому назад Соколовско-Сарбайский ГОК создавался как раз под нужды Магнитки. Распад Союза сильно осложнил сотрудничество горняков с металлургами. По словам первого заместителя гендиректора ММК Андрея Морозова, и по сей день "есть вопросы по таможне". В устранении препон заинтересованы не только Магнитка с ГОКом - обе области, для которых два этих предприятия являются бюджетообразующими.

Чем они отличаются, так это местом в технологической цепочке: горняки - в самом ее начале, металлурги - в конце. Может, поэтому нашим землякам и живется заметно лучше. Рудный - панельные дома грязно-серого цвета - не идет ни в какое сравнение с настоящей столицей российской металлургии Магниткой. Хотя и у горняков, чувствуется, кое-какой финансовый жирок тоже начал завязываться. Во всяком случае, только что они закончили реконструкцию Дворца культуры, не знавшего ремонта все 35 лет своего существования. Зато теперь тут и кинозал с Dolby Surround, и танцзал с лазерными эффектами, и казино, и бар в китайском стиле, и бильярдная. Привет из прошлого - мозаика, оставленная на одной из стен фойе: счастливые горняки стройными рядами идут трудиться на благо Родины, давать стране руду.

Козни мясного лобби

На вокзал в Костанае нас повезли, чтобы убить нескольких зайцев сразу. Во-первых, показать сам вокзал - новый, очень просторный и функциональный. Во-вторых, чтобы продемонстрировать достижения костанайского народного хозяйства: на втором этаже, куда гостей приглашали пройти местные красавицы из школы моделей "Султан-СанБелл", предприятия легкой промышленности и переработчики сельхозпродуктов развернули экспозиции своих изделий. Тут были и виниловые обои, и валяная обувь, и трикотажные вещи из тонкой мериносовой шерсти, и разные виды одежды - от национальной до форменной. Наш губернатор получил в подарок тюбетейку. Правда, размер не угадали, расшитый головной убор не надели, а положили на главу области. Предмет особой гордости костанайских мастериц - два чапана (халата), подаренных Леониду Якубовичу на "Поле чудес".

А в соседнем зале нас ждали аппетитная выпечка, обалденно пахнущие мясные деликатесы, живое пиво, водка, сыры... Захлебнуться слюной гостям не дали - пригласили к накрытым для фуршета столам.

В ходе дегустации выяснилось, что костанайские сельхозпереработчики удовлетворили потребности внутриобластного рынка и количеством, и качеством, и ассортиментом выпускаемых изделий. А теперь мечтают выйти на южноуральский. Продукты в Костанае дешевле, чем у нас: 650-граммовый "кирпич" хлеба первого сорта стоит 24 тенге (при пересчете по действующему курсу - пять рублей), килограмм самого дорогого мяса - 300 тенге (62,5 рубля). "Грязных" производств в области нет. Так что наши земляки за костанайскими деликатесами наверняка бы в очередь становились.

Весь затык - в запрете на ввоз в Россию из Казахстана мяса и мясопродуктов. Его ввели из-за вспышки сибирской язвы, имевшей некогда место на юге республики. Но Костанайская область всегда была благополучной в эпидотношении. А потому костанайцы твердо уверены, что запрет на ввоз - "козни федералов" (федеральных властей России), лоббирующих интересы "своих" производителей в ущерб потребителям.

Судя по всему, руководители Челябинской и Костанайской областей хотят решить эту проблему на региональном уровне. Не случайно среди документов, подписанных по итогам визита, было и соглашение о взаимном сотрудничестве в области ветеринарии. А также протокол о намерении создать СП "Анго-Смак". Учредителем с российской стороны выступит торговый дом "Анго", с казахстанской - предприятие "Смак". Наши земляки готовы поставлять костанайцам специи и оборудование в обмен на мясо и мясопродукты. Предполагаемый товарооборот - миллиард рублей в год.

Многая лета!

Как всякий новодел, православный Константино-Еленинский храм радует глаз яркостью красок - ну прямо как пасхальное яичко! В отличие от старых культовых зданий в нем много света, а изображения святых лишены таинственности и нарядны, будто на лубке. Храм только что построен и еще даже не освящен, сообщил архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний. Глава епархии, объединяющей пять областей, напоминал рояль в кустах, случайно оказавшийся в нужное время в нужном месте.

Но говорил очень душевно. Сообщил, что возведенный в ранг собора Константино-Еленинский храм расписан иконописцами Суздаля. А купола его золотили мастера из города Трехгорного. Заметил, что государства разделились, а Русская православная церковь - нет: "В этом наша сила". Благодарил акима, выделившего средства на строительство храма. Сообщил, что когда 13 лет назад он принял руководство епархией, в ней было 20 церквей, а сейчас их вдвое больше - только в Костанайской области 23. Отметил мудрость президента Нурсултана Назарбаева, не допустившего межнациональной розни: "Он сказал, что в Казахстане нет казахов и русских - есть только казахстанцы". Порадовался за себя, мол, слава Богу, что распределение получил в Казахстан. Потому что в украинских Черновцах, где прежде служил, и церкви между собой мирно ужиться не могут, и среди паствы полный раздрай. А тут - благолепие. Власть строит культовые здания, архиепископ "ездит и освящает поля, и Господь такой урожай дает!"

Кульминацией встречи стал обмен подарками. Архиепископ Антоний подарил бывшему коммунисту Сумину так называемую лицевую Библию (никто из присутствующих священнослужителей не смог мне объяснить, чем она отличается от обычной), а наш губернатор преподнес в ответ ангела, сделанного из горного хрусталя мастерами злато-устовских художественных мастерских "Практика". Из храма гости выходили под "Многая лета" в исполнении церковного хора, мощным звучанием напоминающего оперный. Священнослужители подтвердили догадку: хорошо поставленными голосами пели профессионалы. Видимо, солисты Костанайской филармонии.

Интеллектуальный обмен

В составе делегации южноуральцев был и ректор ЧелГУ Валентин Батухтин. На Костанайщине у него свой интерес: в 2000 году один из престижных российских вузов открыл здесь филиал.

- Его особенность, - пояснил Валентин Дмитриевич, - заключается в том, что это один из очень немногих филиалов российских университетов, которые открыты в полном соответствии с межправительственными соглашениями и нормативными законодательными актами России и Казахстана. Мы приобрели в собственность корпус площадью 3300 квадратных метров, еще 1300 арендуем. Я не посещал филиал года полтора и был приятно удивлен, какой прекрасный капремонт здесь провели: созданы условия для студентов и преподавателей.

Сейчас около тысячи студентов, обучаясь по очно-заочной форме, получают три специальности - "Филология", "Юриспруденция", "Финансы и кредит". При том, что в Костанае есть свой университет, который также готовит филологов, популярность ЧелГУ растет год от года - это видно по конкурсам. И дело тут не только в желании получить на земле Казахстана российский диплом.

- Филология в нашем университете, конечно, сильнее, - считает Валентин Батухтин. - Потому что кроме тех 62 преподавателей, которые работают в филиале, сюда регулярно приезжают из ЧелГУ наши ведущие профессора - Шкатова, Лебедев, Попов и другие. Такого уровня специалистов в Костанае нет.

- Вот интересно, а какое законодательство изучают в здешнем филиале ваши студенты - россий-ское или казахстанское?

- И то, и другое. Поэтому наши выпускники имеют двойную ценность - это же приграничная зона, специалисты с такими знаниями очень востребованы. Они работают и в силовых структурах, и в юридических консультациях, и на таможне, и в адвокатских конторах.

- По итогам визита вы со своим коллегой из КГУ подписали межвузовское соглашение. О чем в нем идет речь?

- С Костанайским университетом у нас в последние годы сложились хорошие отношения, очень конструктивные. И в сфере собственно образования, и в сфере научных исследований: мы активно помогаем коллегам с защитой диссертаций, выступаем научными руководителями. На регулярной основе такая работа идет.

Много сейчас говорят о мобильности студентов, о том, что они должны учиться в другой стране, потом возвращаться обратно. В особенности это касается языковой подготовки. У нас на факультете Евразии и Востока как один из восточных языков студенты изучают казахский. Мы договорились с КГУ, что буквально на следующей неделе 10 третьекурсников поедут в Костанай на языковую практику. Коллеги готовятся к приему наших ребят очень ответственно: хотят, чтобы, вернувшись в Челябинск, они рассказали, как хорошо их принимали.

И нам есть чему у них поучиться. Сейчас в Казахстане реформирование высшей школы, да и образования в целом идет прямо-таки скоростное - такие темпы и столь качественные изменения предполагаются. Я думаю, что трудностей у них будет немало. Но посмотрим. Нам это тоже интересно, поэтому будем постоянно общаться. Мы договорились, что где-то в марте делегация КГУ приедет в наш университет специально, чтобы обсудить вопросы современного реформирования высшей школы. Речь идет о переходе на модульное обучение и прочие новшества, подразумевающие совсем иную организацию учебного процесса.

- А что-то вроде нашего ЕГЭ они у себя внедряют?

- Его аналог - Единый национальный тест - в Казахстане введен еще в прошлом году, и по всем дисциплинам без исключения. А челябинские вузы только с этого года полностью переходят на ЕГЭ.

Костанайская область

Одна из самых крупных по территории и промышленно развитых в Республике Казахстан. В области проживают 940 тысяч человек, из них половину населения составляют казахи, остальные 50 процентов - русские, белорусы, украинцы, немцы и другие. В областном центре - городе Костанае - живут 240 тысяч человек.

Основная статья доходов - экспорт минерального сырья и зерна. В Рудном и Лисаковске добывается железная руда, в Житикаре - асбест, в Аркалыке - бокситы. В 2003 году костанайцы вырастили 3 млн. 890 тыс. тонн зерна - по четыре тонны на душу населения.

Костанайская область - стратегический внешнеэкономический партнер Челябинской области. У соседей мы закупаем железную руду, огнеупоры, сельхозпродукты. Ежегодный внешнеторговый баланс достигает 0,5 млрд. долларов. К сожалению, у нас сальдо отрицательное: мы импортируем значительно больше, чем поставляем на экспорт.

А у вас? А у нас...

Вот это, кстати, для многих из нас стало открытием: оказывается, в реформировании едва ли не всех сфер жизни Казахстан идет впереди России. Соседи раньше нас провели и коммунальную, и пенсионную реформы. Теперь вот, оказывается, и в перестройке образования нас обогнали.

Высокие темпы реформирования имеют немало объяснений. Казахстанцы считают, что этому способствует в том числе и авторитарный тип власти: выборами тут не особо увлекаются - акимов назначает президент. Но хуже ли это нашей "управляемой демократии" - еще вопрос. Мне, честно говоря, понравились в Костанае чиновники, прежде всего - самый главный, аким. Молодой (на днях ему исполнится 40 лет), прекрасно образованный (учился в Москве, имеет степень доктора экономических наук), в совершенстве владеющий русским языком.

Во время визита пришлось расстаться и с еще одним стереотипом: русскоязычное население не рвется больше на свою этническую родину. Если верить архиепископу Антонию, некоторые даже возвращаются обратно. Правда, как пояснили нам коллеги, вернуть казахстанское гражданство теперь не так-то просто - на расчетном счете надо иметь не меньше 8000 долларов.

- Любопытный факт, который я сейчас только осознал, - говорил мне по дороге домой Валентин Батухтин, - из 172 выпущенных нами юристов только восемь уехали в Россию. Для республики это факт показательный: значит, миграционные настроения успокаиваются.

Почему русскоязычное население потеряло охоту уезжать? Во-первых, поняло, что в России оно никому не нужно. Во-вторых, горячо убеждали нас казахстанцы, в их стране сейчас людям легче живется. Собкор республиканской газеты "Казахстанская правда" Валерий Веденко объясняет это тем, что в отличие от нас республика смогла очень рационально распорядиться свалившимися на нее в последние годы нефтедолларами. Говорят, Нурсултан Назарбаев учился у Арабских Эмиратов, как лучше их использовать.

Что бросилось в глаза во время визита? Народ живет здесь скромнее. Но каких патриотических чувств преисполнен! Ладно бы казахи свою республику превозносили: какой кулик не хвалит свое болото? Так ведь нет, они-то как раз немногословны и очень сдержанны в проявлении своих чувств. Самыми горячими патриотами оказались русскоговорящие коллеги, много общавшиеся с нами в ходе визита.

Валерий Веденко меня, что называется, просто уел.

- Есть мнение, что такая умная и талантливая нация, как русские, плохо живет из-за недостатка цивилизованности. Но казахи-то от цивилизации еще дальше, чем мы. Почему же преуспели в обустройстве своей жизни? - недоумевала я.

- Дальше от цивилизации? Да вот эта ваша великодержавная спесь вас, русских, и погубит, - ответил Валерий.