14-04-99


Жить в чистоте

Такой выбор сделал Михаил Петрович Решин

Он знает о Кизильском районе все. Что в былые годы главным занятием жителей станицы были рыболовство и добыча белой глины. Что во времена наполеоновской войны на месте теперешних степей шумел лиственный лес, а четыре тысячи лет назад здесь простиралась знаменитая Страна городов, упоминание о которой содержится в Авесте - одном из самых древних памятников мировой культуры. Одно из свидетельств обжитости этой земли - свыше 800 археологических памятников, найденных учеными во время раскопок.

Стоит Михаилу Петровичу начать рассказ об этих "преданьях старины глубокой", у собеседника не остается сомнения в том, что перед ним - организатор и хранитель местного краеведческого музея. И еще - художник, потому что только художник способен рассказывать о делах давно минувших дней так ярко и образно, как будто это происходило вчера.

Свои картины Михаил Петрович хранит здесь же, в музее. В основном на них изображена местная природа - деревья за окном, излучина реки, степные дали, грибы и ягоды, встречающиеся в этих краях. Можно сказать, что М.П. Решин формирует образ своего края, который предстает в его работах достойным восхищения, любви и сыновней заботы.

Картины Михаила Петровича украшают интерьеры районной администрации, школы, детского сада, больницы, есть они в некоторых музеях России и в частных коллекциях, хотя сам автор не скрывает, что продает он их редко, а в последнее время и не считает это занятие нужным, больше мечтает об открытии в Кизиле картинной галереи. Несколько лет назад художник Решин пришел к Богу. Это не отразилось на его творческой манере, но изменило житейские привычки и систему ценностей.

Естественно, что наша встреча с М.П. Решиным состоялась в музее.

- Судя по вашему знанию района, вы - человек местный, - сразу предположила я. И ошиблась.

- Занес меня сюда... слуга-то у сатаны, как его?

- Хрущев? - подсказывают присутствующие при нашем разговоре приятели Решина.

- Да нет, ангелы его -бесы. И было это тогда, когда я увлекался Ван Гогом, французскими импрессионистами и приехал в Кизильский район по комсомольской путевке на освоение целинных и залежных земель.

- Верили в идею?

- Как пионер. Романтиком был. С детства хотел быть художником. Работал в златоустовской ШРМ лаборантом. И вдруг у меня друг едет на целину - а как же я без друга? Тоже поехал, в результате друг сбежал, а я остался. Здесь влюбился, женился. Приехал в 1962 году 7 марта, а 18 марта женился и вот уже 37 лет...

- Терпишь, - опять подсказывают друзья.

- Зачем "терпишь"? - не соглашается М. Решин. - Все 37 лет любим друг друга. В 1976 году я закончил художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута. Хороший вуз, там все преподаватеди - профессора, члены Союза художников, Магнитогорский худграф свои кадры оттуда черпает.

- Ну, и что же, в конце концов разочаровались в целине?

- Когда умер Сталин, я учился в 4-м классе и застал прежнюю систему воспитания, в которой главным было слово - "Надо". "Партия сказала "Надо", комсомол ответил : "Есть!" Вот так нас и воспитывали. Я и на тракторе работал, и завклубом, и киномехаником, и директором районного Дома культуры и даже инструктором райкома партии.

- И как получилось, что вы обратились к Богу?

- Не человек находит Бога, а Бог человека, и происходит это разными путями. У меня, например, жена уверовала, а потом уж и я. Пить бросил, раздал почти всю библиотеку, томов пятьсот, раздарил картины, марки, я ведь раньше чем только не увлекался и даже стихи писал. Если б вы раньше к нам приехали, разве ж мы вас так бы встречали? Тут у нас бы уже банкет, картошка варилась, споры...

- Потеряли мы его,- горько констатируют мужики, указывая на Решина.

- А не скучно сейчас?

- Нет. Разве можно скучать? Во Христе - радость.

- Нам без него скучно стало,- гнут свое друзья.

- Человек - это храм Божий,- продолжает Михаил Петрович,- и осквернять этот храм ядом нельзя. В чистоте надо жить.

- Часто ли выезжаете за пределы своего Кизильского района?

- Как говаривал Аркадий Райкин: "Где я только не был - в Киеве не был, в Ленинграде не был"...

- Зачем Михаилу куда-то ездить, если его кроме религии и живописи ничего не интересует?- опять "сдают" Решина приятели. - Однажды поехал он с другими художниками в санаторий "Горячий ключ" в Краснодарском крае. Бабешки из отдыхающих обрадовались, что мужики приехали, а мужики с утра мольберты в руки и вперед. Только их и видели...

М.П. Решин при этих воспоминаниях посмеивается, а я ему говорю:

- Вы на Шукшина похожи очень. Вам об этом никто не говорил?

- А мы деревенские с ним оба,- говорит Решин.- Правда, моей деревни Марыш, что в Нязепетровском районе, уже и на карте нет, да и Василий Макарович ушел из жизни. Нет в мире ничего вечного. Кроме красоты и добра, конечно...

Лидия ПАНФИЛОВА.

Кизильский район.

НА СНИМКЕ: М.П. Решин.