14-04-99


"Нет, не мигрень..."

Экспозиция "Наши лица" в выставочном зале "Каменный пояс"

Фотохудожники стремились передать в фотографиях последних двух лет свое отношение к сегодняшней жизни. Настроение прозвучало. Соединение субъективного "Я" художника с жизненным мироощущением зрителя может предложить самые неожиданные результаты. У меня сформировалось тяжелое гнетущее чувство, природу которого сложно определить - в экспозиции нет громких, откровенно трагических, сентиментальных снимков.

Подобно началу жизни, первые стенды выставки вполне оптимистичны. Зритель "закусывает удила", ожидая продолжения праздника, - и втягивается в эмоционально контрастный фон: "Последний обед" и "Одинокая мать" Юрия Ермолина, работы Александра Кондрашова из цикла "Анатомический театр" с жутковатыми иллюстрациями производственной практики патологоанатомов.

По принципу контрастного душа чередуют авторы экспозиции репортажные фотографии с салонными портретами. Сквозной герой - человек, главный и все же непознаваемый объект для творческого исследования. Лица, представленные в работах фотохудожников, - заложники уходящего, состарившегося века. Оттого ли любимыми персонажами фотографов остались "распутинские старухи", благо нарождающийся капитализм не успел их изжить в сельских глубинках? Не много мистицизма в снимке Игоря Лагунова "Конюх Петрович", но вздрагиваешь от иллюзии проникновения в пространство фотографии: за счет игры освещения тень фотографа на снимке кажется преломлением твоей собственной.

Тема выставки предполагает преимущественно портретные фотографии. Но есть две особенные работы, формально выпадающие из названия выставки: их образ и так самодостаточен. "Портрет взрослеющей девушки" Ивана Труфанова - новорожденная девочка с первородным именем Ева, к чьей ножке прикреплена табличка с датой рождения. Не стоит обладать чутким слухом, чтобы услышать тиканье часиков жизни. Маленький ярко-синий, почти хрустальный шар (таким его, наверное, увидел впервые Гагарин) заключен в авоську, удерживаемую хрупкой женской рукой. Это "Женская доля" - фоторабота Виталия Попова и Юрия Аксенова. В контексте балканских событий фотография воспринимается как антимилитаристский манифест.

Внимательнее всмотревшись в фотоработы, можно расслышать звуковой фон снимков. "Картинки с выставки" наоборот. Вначале это эпатаж фестивального оркестра, крикливый говорок колхозников. Внезапное, почти вакуумное безмолвие портретов Юрия Катаева, мелодии нищего баяниста, оглушающая синтетическая музыка ночных клубов. Пронзительным соло виолончели на снимке Анатолия Шулепова "Театр современного танца "Русский вариант" хочется завершить музыкальные иллюстрации. Но гнетущее чувство не проходит. Повторяешь путь несколько раз. Пока не поймешь, что средства от такой головной боли нет.

Анна ФЕДОРОВА.