14-04-99


Пластическая особенность

Областная выставка графики в Челябинском выставочном зале Союза художников

Художники, чья стилистика складывалась в 60-70-е годы, показали в большинстве своем уже известные работы - это основанные на непосредственных натурных впечатлениях рисунки К. Соколова, А. Комиссарова, В. Бубнова, И. Кучмы, В. Меркулова. Не утратили своей актуальности благодаря лирической наполненности работы редкой сегодня техники - ксилографии - Н. Третьякова и Н. Черкасова. В отношении к графике жанровый подход часто бывает затруднен в силу размытости границ в этом виде искусства, но тем менее традиционно на выставках можно выделить целую группу пейзажей. Среди них тяготеющие к большой картинной форме акварели С. Удалова и более камерные - А. Соловьевой и А. Серовой, программно эстетизирующие природный мотив гуаши Балясникова и Витлифа, пастели, выполненные по мотивам восточной архитектуры Н. Кудричева.

На выставке немало работ, в которых проявлены те тенденции современной графики, что выявляют ее пластическую особость среди других видов искусства и позволяют говорить о ней как об "искусстве смысла".

В современной графике ремесло как способ существования в искусстве и способ видения для многих художников утратило свою мировоззренческую привлекательность. Цельность художественного мира утверждается, прежде всего, как цельность сказанного в творчестве своего слова.

Работы Е. Щетинкиной всегда тяготеют к символике, к литературным и пластическим тропам. Рисунки пером, подкрашенные цветными карандашами, из серии "Философия творчества" уводят в мир тонких материй. Метафора лежит в основе пастельных композиций Т. Дидишвили. Работы В. Питиримовой всегда узнаваемы своей лирически-вопросительной интонацией, но вместе с тем в меру ироничны.

Графика молодых художников - весьма разная - вдохновляется не отдельными впечатлениями натуры, а неким выстроенным в сознании образом мира. При этом здесь не утрачена непосредственность в передаче душевных движений, подчас тонких и подсознательных. Театральное игровое начало объединяет напряженные по пластике и цветовому решению образы М. Столярова и безмятежный в своей тонкой колористике мир карточных королей О. Воробьевой.

Нарочито подробный рисунок В. Коломыцева, изображающий детально интерьер мастерской, спорит с легким, едва проступающим на поверхности бумаги символичным рисунком А. Марчука из серии "Пролог четвертой прозы". Своеобразие линейного рисунка А. Точилкина - в его понимании плоскости белого листа как особой материи для создания своих пластически бестелесных, а по сути реальных фигур ("Гейша", "Пьяница с птицей" и др.).

Именно работы молодых художников, с их вниманием к материалу, пластике, к самому акту исполнения листа и к собственному внутреннему голосу, дают основания надеяться на дальнейшее развитие графического искусства в нашем городе.

Лариса САБЕЛЬФЕЛЬД.