14-04-99


Сумасшедший и Клоун

Две истории в записках и письмах по произведениям Николая Гоголя и Франсуа Коржеза на сцене театра "Манекен". Театральная версия Геннадия Зайцева и Юрия Бобкова

Наверное, главное предназначение Театра - вызывать в душах у зрителей сопереживание, активный эмоциональный отклик на страдания и надежды людей, явившихся вдруг из глубин чьих-то фантазий, грез, мыслей. Не часто в современном театре испытываешь это чувство - сопереживание. И тем более радостно, что на новом спектакле театра "Манекен" чувство это овладевает всем зрительным залом.

Жизнь полна противоречий, главное из которых - несоответствие идеала и реальности. Соединить их, преодолеть разрыв между "мечтой" и "существенностью" - к этому стремились многие: и мечтатели, и реалисты и в жизни, и в искусстве. В одном из писем в 1838 году Гоголь писал: "Трудно... изгнать воображение и любимую прекрасную мечту, когда они существуют в голове нашей; трудно вдруг и совершенно обратиться к настоящей прозе; но труднее всего согласить эти два разнородные предмета вместе - жить вдруг и в том и другом мире". Это хорошо было известно и Гоголю, и Достоевскому, когда трагические черты переходной эпохи - неудовлетворенность окружающей жизнью и стремление уйти от повседневной рутины в идеальный мир - часто заканчивались очень печально для их героев...

Незначительный чиновник, очинщик перьев в некоем департаменте ("Записки сумасшедшего" Гоголя) - Аксентий Поприщин, которого генерал "всегда посылает вместо слуги", этот человек имеет чувство собственного достоинства, гордится своим званием дворянина и даже презирает "каких-нибудь разночинцев". Он верит, что еще дослужится до полковника, влюбляется в генеральскую дочь, но каждодневные бесплодные мечтания, несбывшиеся желания, страдания от унижающей бедности разрушают здоровье, рассудок и жизнь Поприщина. Слабый духом, он сходит с ума, не выдержав разрыва внешнего и внутреннего, их борьбы или, наоборот, соединения.

Смешной в своих притязаниях на генеральскую карьеру, жалкий и убогий в своих "смелых" мечтах попасть в будуар к предмету своей страсти, Поприщин становится трагической фигурой, достойной кисти Шекспира (по словам Белинского). Таким его играет и артист Геннадий Зайцев.

Все мы в какой-то мере Поприщины, каждому судьба что-то недодала. Но как часто мы и не пытаемся изменить что-либо в своей жизни и, чтобы не тревожиться, загоняем мы подальше, в глубь подсознания, эти беспокойные вопросы и протесты против несправедливого устройства мира и свою тоску по Несбывшемуся. А "между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня".

Но "рано или поздно, под старость или в расцвете лет Несбывшееся зовет нас... Тогда, очнувшись среди своего мира, тягостно спохватываясь и дорожа каждым днем, всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся?.. Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты?" Эта цитата из А. Грина очень точно определяет смысл и содержание второго действия спектакля "Сумасшедший и Клоун" - историю блистательного клоуна Зигзага, рассказанную им самим.

Вернувшийся на сцену "Манекена" после многолетнего перерыва замечательный артист Геннадий Зайцев играет свой спектакль одной лишь душой, без всяких ухищрений грима и актерской техники, сменив только больничное белье сумасшедшего Поприщина на элегантный костюм всеми признанной знаменитости - клоуна Зигзага. Ему веришь, ему сочувствуешь, забывая, что ты в театре.

И как здесь не вспомнить слова русского философа И. Ильина: "Беспомощны мы, люди, в этих земных сумерках... А многие, может быть, совсем не знают о том, ... что им нужна помощь: их лишенность не осознается ими, они не ищут и не добиваются высшего. А между тем творческие люди могли бы им помочь. Мало того, они должны все время помогать, не спрашивая о том, есть ли зовущие на помощь, и кто они, и где они". Такую помощь нам оказывает Театр.

Сергей ЗАГРЕБИН.