14-04-99
НХА - классика южноуральского андеграунда, музыкально-театральная команда, передвижной оркестр, уличный театр. Они сами придумали себе стиль - не джаз и не рок, ни рыба, ни мясо, но шум и ярость, лед и пламя. Московский художник Леонид Тишков придумал даблоидов, странных существ, похожих на изжеванные нижние конечности. Не люди, не куклы, не ноги, не руки, сами по себе и летают. Глава НХА Лев Гутовский открыл, что живут даблоиды на Урале и главным народным инструментом их является саксофон. В Москве все эти творческие массы представляли результаты этнографической экспедиции - образцы музыкального быта даблоидов.
"Я очень люблю Тишкова, его способность создать законченную космогонию, - рассказывает Лев Гутовский. - После его выставки в Челябинске мечталось о совместном проекте. Вышло, что даблоиды стали частью нашего глубинного уральского существования. Целая местечковая философия со своими персонажами". Первым появился пианист-виртуоз Эмиль Паркинсон, затем братья Кондратьевы. Как положено фольклористам, они с помощью Гутовского и его друзей записали кучу пленок с народными наигрышами, найденными в глубинке.
Впервые плоды сотворчества НХА и Л. Тишкова были показаны в Стокгольме, когда тот гостеприимно был культурной столицей Европы. В ЦДХ успех закрепили. Тишков занял первое отделение программы и показал видеофильм, нечто вроде введения в мифологию. Челябинцы выступали вторыми. Обычную для НХА театральную составляющую свели к минимуму: даблоидная музыка предполагает строгие электроакустические медитации. Тем более, что на этот раз музыканты наши предстали в виде инвалидов - да, именно проблемы с конечностями позволили южноуральцам проникнуть в потаенную суть даблоидного музицирования.
Тем более, что, будучи в Берлине, музыкант НХА Сергей Белов купил игрушечную японскую пластмассовую ритм-программу. Она кардинально изменила музыкальную жизнь коллектива, вытолкнув его в прохладные потоки фри-джаза. Путем хитроумных операций с проводами и раритетным, старинным электроорганом "Вермона" на свет возник инструмент, способный порождать нечеловеческие звуки даблоидной музыки. Они-то и неслись со сцены, раздавались из-за нагромождения компьютеров и прочей электромузыкальной нечисти. Артистов видно почти не было - шоу оставили для других программ.
Перформенсы ансамбль устраивает с 1989 года. Много (в прямом и переносном смысле) шума вызывали в городе программы "Вооруженное вмешательство", "Кататония", "Маторика растущего женского организма", "Передвижной оркестр майора Брауна". С последней НХА более двух лет колесил по центральной Европе, выступал с Вячеславом Полуниным. Николай Дмитриев, что вместе с Сергеем Курехиным затеял ассоциацию "Длинные руки" (занимается она продвижением нестандартных проектов), несколько лет назад уже выпустил пластинку НХА. Поговаривают, что после удачи шоу в Москве материал первого сольного диска ему предложил виртуоз даблоидных импровизаций, пианист Эмиль Паркинсон.
Х.К.