14-06-2000


Священные чудовища

"Ночные забавы" Л. Разумовской в постановке М. Филимонова. ТЮЗ.

На пьесу Л. Разумовской идешь не без напряжения: современная драматургия в нашем быстро меняющемся мире имеет обыкновение устаревать. Тем не менее постановщику удается избежать пошлости ходульной ситуации (пришли школьники свою училку шантажировать). Зритель практически сразу втягивается в медленно нарастающий драматизм действия. Для этого и стало необходимым мощное, ударное начало, с шутками-прибаутками, а главное, пЕснями-песнЯми.

Не случайно программка сообщает, что песни Чайфа и Чижа по-брехтовски превращены в зонги: время от времени, типа в самые напряженные моменты действия, безусые шантажисты выходят на авансцену, отрываясь в импровизированном оркестре. Удачный ход: демократический, молодежный. А главное, не перегружающий структуру спектакля. Зонги дают возможность зрителям отстраниться от происходящего и обдумать очередную порцию вываленных на них слов. Прочувствовать все стадии превращения отличников в чудищ.

Филимонов любит украшать свои постановки вставными номерами и интерлюдиями. Не всегда они идут на пользу динамике спектакля. Но в "Ночных играх" они аккуратно пригнаны, поставлены на место. Может быть, потому, что юный зритель нуждается именно в такой форме разговора, оказывающейся близкой и внутренне молодому режиссеру тоже.

Другая удача "Игр" - точный актерский состав. Педагог Филимонов перенес в профессиональный театр студенческий спектакль. А студент для преподавателя, по определению, единомышленник. М. Филимонов собрал для спектакля отменную команду, которая органично существует в рамках общего замысла. У каждого из шантажистов случаются сольные номера. Лялю (О. Мельниченко) едва не насилуют. Витя (О. Иванов) напивается до бесчувствия. Паша (А. Рокутов) трогательно влюблен в Лялю. Он оказывается симпатичен даже вопреки своему напускному цинизму. Заводилой в компании служит Володя (А. Анашкин), играющий просто какое-то абсолютное воплощение зла. Он виртуозно дирижирует статистами и, несмотря на формальный провал операции, оказывается здесь единственным победителем.

Пусть в отдельных сценах ребята кажутся "сырыми" - у них есть потенциал и темперамент. И, главное, неравнодушное отношение к актерской профессии. К тому же, неопытность их умно прикрыта режиссером и легко принимается за неловкость персонажей перед очевидными своими пакостями.

Отдельного упоминания заслуживает терзаемая выпускниками учительница - Ольга Телякова. Точными, несуетными мазками она очерчивает характер Елены Сергеевны, существуя в рамках роли легко и свободно. Веришь ей сразу же. Тем более, что все в "Играх" оттеняют и дополняют друг друга. Мастерство Теляковой выглядит значительным на фоне молодого задора, юношеский темперамент придает дополнительное обаяние профессионально рассчитанной партитуре.

Актриса бесстрашно идет на диалог с молодыми. Не всегда это получается хорошо. В "Дочери самурая" контакт не задался из-за смещения возраста героини: скакать и прыгать так же, как ее сценические ровесники, Ольга не могла. И дело даже не в возрасте, но особом профессиональном существовании, которое (в отличие от возраста) не скроешь.

Точно придуманный финальный аккорд из битловского "Сержанта Пеппера" вырастает из рассыпанных по спектаклю песенок и зонгов. Так неброская режиссура получает логическое завершение. Оказалось, что Филимонову идет работать в таком вот небольшом, уютном зале: на огромной сцене театра драмы спектакли его порой оставляют ощущение не до конца согретого, протопленного помещения. А здесь удачно совпало, сошлось, поэтому и все священные чудовища, как-то: особенности режиссерского мышления, народная артистка, студенты, зрители, камерная сцена - получили обильные и щедрые жертвоприношения.

Василий БОЧКОВ