14-06-06


Ильмены-ХХХ

Юбилейный фестиваль авторской песни прошел неформально и неформатно

Открытие

Говорят, первые туристы-любители авторской песни обосновались на берегу озера еще в начале недели. К открытию, 20.00 пятницы, все лучшие места в лагере уже были заняты. Ввысь взметнулись разноцветные воздушные шары, извещая о том, что фестиваль начал свою работу. С этой минуты и до конца феста поляна перед главной сценой пустела разве что на ночь. Действие фестиваля, за исключением главной площадки, разворачивалось еще на "Лесной площадке", в "Детской республике" и на новой "Концертной площадке".

Начало концерта посвятили классикам бардовской песни: Окуджаве, Визбору, Вахнюку, Берковскому был отведен первый час. И, надо сказать, очень кстати, поскольку за свою 30-летнюю жизнь Ильмены успели изрядно повзрослеть. Ведь нынешняя молодежь весьма поверхностно знакома с репертуаром советских бардов. А вот молодежь года 1976-го, которая до сих пор ежегодно ездит сюда, на нем воспитывалась. Об этом сказал ветеран феста Олег Митяев. Сюда помимо молодняка, жаждущего алкогольно-музыкальных выходных, приезжают те, кому под 50. "Смотрю, кругом ходят такие дяденьки, у которых растут животы, и думаю: а вы-то куда? А потом понимаю, что это мои ровесники, что им тоже, как и мне, 50", - заметил Митяев.

Первый концертный день пришлось прервать на выступлении гитариста-виртуоза Леонида Марголина. Палки в колеса в виде невиданного ливня вставила матушка-природа. Говорят, дождь - это еще одна старая добрая традиция феста. Как сказал Алексей Иващенко, приехавший сюда впервые, "не обманули". В дороге ему поведали, что за всю историю фестиваля не было случая, чтобы не шел дождь. "На этот раз впечатление было такое, что на нас обрушился весь 30-летний запас дождя", - поделился артист.

Апофеоз

Суббота - самый насыщенный и самый звездный фестивальный день. Галина Хомчик, Леонид Марголин, который все-таки закончил подмоченное (в прямом смысле слова) в пятницу выступление, Алексей Иващенко, Леонид Сергеев, Олег Митяев и, наконец, Тамара Гвердцители стали героями дня.

Но развлечений хватало и помимо музыки. Самые стойкие в светлой памяти и с твердой рукой (а таковые имелись далеко не у всех) собрались на стадионе, дабы поучаствовать в спортивных конкурсах: волейбол, армрестлинг, веселые старты. Для экстремалов на берегу работало два дельтаплана, полетать на каждом можно было в течение 7-8 минут всего-то за 800 рублей. Ну, это уже изыски.

В музыке изысков тоже хватало. Марголин одинаково искусно вел себя как с гитарой, так и с клавишами. Песни Окуджавы из своего альбома он исполнял под фонограмму, продемонстрировав тем самым все прелести качественной аранжировки. Алексей Иващенко спел старые и новые, милые и добрые песни, почему-то забыв про "Глафиру" - хит дуэта "Иваси", в котором он в свое время выступал вместе с Георгием Васильевым. Алексей Игоревич, будучи впервые на Ильменах, поделился своим впечатлением: "Вчера, когда концерт по техническим причинам завершился, я взял зонтик и вышел в лагерь. Там не смолкали песни, и я понял, что главное здесь - особая атмосфера".

Что касается выступления Олега Митяева, то тут было все довольно предсказуемо и проходило уже по давно изученному сценарию. "Лето - это маленькая жизнь", пара замечаний о пиве, "С добрым утром, любимая", анекдот про мужчину и женщину, "Соседка", воспоминания о походной юности, "Таганай", рассказ о студенческой жизни в Челябинске, "Крепитесь, люди, скоро лето"...

Вслед за нашим земляком на сцену вышла главная и, без преувеличения, самая "неформатная" гостья феста Тамара Гвердцители. Как рассказал Олег Митяев, они познакомились на фестивале, посвященном Булату Окуджаве, в Кракове. "Тамара пела песни Окуджавы так, как никто их не пел. Она показала высший пилотаж", - вспоминал бард. Тамара Михайловна вышла на сцену в самом нетипичном для бардовской песни вечернем платье да и пела совсем небардовские песни. Но никто не посмел бы упрекнуть ее в этой "неформатности". Она переходила с русского на французский, потом на грузинский и снова на русский. "Падам, падам" перенес зрителей на улицы Парижа, "Ты не был женщиной на земле" на цветаевские стихи, "Молитва" Окуджавы... Нет сомнений, если человек молится так, то Бог его слышит. Искренне, исступленно, зачарованно.

Ильменский звездопад завершал субботний день. Последние аккорды традиционной для закрытия песни "Милая моя" прозвучали уже во втором часу ночи. Но, как справедливо заметили со сцены, это было только начало...

Олеся ПЕСТРЯКОВА

Виват, фестиваль!

Владимир Макаров, министр культуры Челябинской области:

- Фестиваль проводится в течение 33 лет. Это значит, что он настолько вписался в жизнь области и настолько нужен, что будет жить еще долго. Главное, что дух фестиваля остался таким, каким он был 33 года назад.

Борис Кинер, председатель жюри:

- Меня часто спрашивают, что для меня фестиваль. Сначала я говорил, что это творчество, музыка. Потом, что это друзья. Сейчас я говорю, что это мой родной дом.

Алексей Иващенко, гость фестиваля:

- В стране отношение к авторской песне незаслуженное. По непонятным причинам. Люди считают, что авторская песня - это три аккорда и незамысловатый текст. На самом деле все сложнее. Человек вкладывает душу в свои песни.

Олег Митяев, один из организаторов фестиваля:

- Я еще на прошлом фестивале вспоминал свой первый приезд сюда. Мы спали с товарищем в палатке, и вместе с нами были еще две девушки. Ничего у нас тогда не получилось. Я рассказал это и обратился к зрителям: может, вы сейчас здесь, девушки, подойдите после концерта. Подошло много человек, но мы так никого и не вспомнили.

Тамара Гвердцители, гостья фестиваля, на вопрос "Кому бы вы спели сегодня песню "Виват, король!":

- Я счастлива, что эта песня есть в моем репертуаре, но сегодня я бы никому ее петь не стала. Потому что сегодняшние участники фестиваля - люди скромные, и не каждый мужчина готов услышать в свой адрес "Виват, король, виват!" А вообще, у нас пустили на самотек жанр эстрадной песни. Этому жанру не посвящен ни один фестиваль, на котором бы песни исполнялись не под фонограмму. Это обидно. Для такой большой страны, как Россия, которая должна иметь артистов европейского уровня, первая задача - организовать фестиваль. Этим что-то можно решить.