14-06-08
Есть анекдот. Приезжают представители банка в деревню, а вся деревня пьяная. Ловят они одного полутрезвого и спрашивают: "А чего пьете?" - "Да вот Ваське банк карту на сто тысяч подарил - мы ее и пропиваем". Эта ситуация очень хорошо характеризует взаимоотношения банка и заемщика в РФ за последние пять лет. Сегодня бум потребительского кредитования в России стихает. Вместе с тем выросла доля невозврата кредита (в среднем 3,5 процента). Необходим четкий и понятный закон, защищающий права как банка, так и заемщика. Собственно, такой закон и вступил в силу на днях. Все это обсуждалось на "круглом столе" по теме "Повышение стабильности рынка потребительского кредитования в России за счет обеспечения массовой финансовой грамотности населения", что прошел в Москве на площадке РИА "Новости".
Не опоздать обучить
До недавнего времени лидеры потребительского кредитования использовали необразованность потребителя и позиционировали сверхдорогие кредитные продукты как доступные. Ситуация изменилась летом прошлого года, и с этого времени рынок начал восстанавливаться.
- Теперь стали решать проблему информирования потребителя о стоимости кредита, эффективной процентной ставки, - комментирует Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей. - Закон о страховании вкладов у нас опоздал лет на 10, но нам хотя бы нельзя опаздывать в программах финансовой грамотности.
Права и обязанности
12 июня вступили в силу изменения в закон о банках и банковской деятельности, а также указание Банка России о порядке расчета, доведения до заемщика и раскрытии информации о полной стоимости кредита. На сайте Банка России опубликованы памятка заемщика и видеоматериалы по потребительскому кредиту. Кроме того, активно создается рабочая группа по повышению финансовой грамотности.
В рамках Ассоциации региональных банков создан координационный совет. Он занимается исследованием уровня финансовой грамотности и разрабатывает меры по ее повышению.
- Уже сегодня подготовлен законопроект о потребительском кредитовании. Он защищает права и обязанности как кредитора, так и заемщика. Я гарантирую, что в июне этого года мы внесем его на рассмотрение в Госдуму, - заявил президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Ассоциацией российских банков выпускается журнал "Лучшие кредиты", создан телеканал АРБ-ТВ.
- Но, полагаю, основной является работа самих банков. Как пример - проект банка "Ренессанс Капитал", - заметил Владимир Киевский, исполнительный вице-президент ассоциации.
Кредит по азбуке
Что бы ни делали регулирующие органы, банк - то место, куда заемщик приходит за кредитом. И если несколько лет назад банк был более всего заинтересован в привлечении новых клиентов, сейчас заинтересованность в грамотном заемщике перевешивает.
- Мы задумали просветительский проект "Азбука кредита", в создании которого принимала участие известная телеведущая и актриса Мария Шукшина. Идея в том, чтобы написать о потребительских кредитах понятным заемщику языком и сделать весь процесс, от получения кредита до его погашения, простым и прозрачным, - говорит председатель Правления КБ "Ренессанс Капитал" Алексей Левченко.
- Мы назвали ее "Азбукой" в надежде, что наши советы помогут читателям с самого начала правильно выстроить отношения с банком, - отметила Мария Шукшина.
Черные метки - в прошлое
В прошлом году обсуждалась ситуация с коллекторскими агентствами в Роспотребнадзоре, и Геннадий Онищенко сильно возмутился фактом рассылки конвертов в Челябинске, на которых были нарисованы череп и кости. Это было письмо о том, что человек должен деньги. Хотелось бы, чтобы такие факты остались далеко в прошлом. Последнее и главное звено в ликвидации финансовой безграмотности - сами люди, и желание быть финансово грамотным исключает повторение таких историй.
Алексей БЕЗМЕНОВ