14-07-99
Мемориал на Красной площади возник до появления там мавзолея. Красный погост, как назвал могилы на ней поэт Владимир Маяковский, появился 10 ноября 1917 года, когда у Кремлевской стены были похоронены рабочие и солдаты, погибшие в семидневных боях за установление в Москве Советской власти. Через год, на открытии мемориальной доски в честь павших борцов Октября Ленин сказал:"Величайшая почесть, о которой мечтали революционные вожди человечества, оказалась их достоянием:эта почесть состояла в том, что по телам доблестно павших в бою товарищей прошли тысячи и миллионы новых борцов..." Эти слова вошли в полное собрание сочинений вождя революции.
Мечтал ли он сам быть выставленным после смерти на обозрение миллионов людей на многие десятилетия? Думал ли, что дело революционных вождей подвергнется пересмотру другими поколениями? Как бы сам действовал, живи в наше время? И, наконец, можно ли рассматривать проблему захоронения В.И. Ленина в отрыве от другой - существования в центре столицы большого погоста (в братских могилах, а также в Кремлевской стене и у стены похоронено около 400 россиян, и не только россиян)? Прекратит свое существование мавзолей, родственники и сподвижники перенесут ряд могил в другие города и веси, а как быть с братскими могилами, с телами тех, кто также составляет историю страны? Похороним тело Ленина и будем продолжать у красного погоста рок-концерты?
Вопросов слишком много, чтобы ответить на них односложно.
Подборку подготовили Елена Мицкевич, Людмила Баталова, Ирина Жаброва, Сергей Куклев. Использованы материалы ИТАР-ТАСС, издательского дома "Коммерсантъ", архива "Челябинского рабочего".