14-08-99


Вышли мы все из барака

А "Барак" добрался до Швейцарии

На кинофестивале в Локарно с успехом прошла премьера фильма, снимавшегося в Сатке.

Фильм называется "Барак", автор сценария - челябинский кинодраматург Виктор Петров, режиссер - Валерий Огородников.

Вот что пишет в своих заметках из Локарно (у них знакомое название - "Вышли мы все из барака", помнится, когда-то так назывался репортаж "Челябинского рабочего" о киносъемках в Сатке) автор "Коммерсанта", авторитетный кинокритик Андрей Плахов:

"Единственный полноценно русский фильм в программе Локарно - "Барак" Валерия Огородникова. Хотя формально это российско-немецкая копродукция. Картина с нетерпением ожидалась многими фестивалями, чуть не попала в Венецию, и вот теперь прошла ее премьера в Локарно.

Коммунальный быт послевоенного уральского барака показан без смакования ужасов и ложной ностальгии. По словам режиссера, барак - это живое существо, некий биологический организм. И в то же время - символ соборности или, в западной терминологии, коллективного бессознательного (почти по Юнгу). Можно рассматривать сюжет картины и как сеанс психоанализа, которому жители барака подвергают "новенькую" - психически сломленную девушку - и излечивают ее. А можно увидеть в фильме просто драматические судьбы людей, сломленных войной и машиной сталинского террора. Бывшие блокадники, военнопленные немцы, полицаи, лагерники и их охранники-оперы живут в одном и том же пространстве барака, вместе любят, ненавидят, страдают, заливают горе мутным самогоном и запевают протяжными уральскими песнями. Так, вместе, они изживают прошлое и достигают исторического момента расстрела Берии.

Одного из самых колоритных персонажей фильма, женолюба и фотопорнографа Жору, сыграл Леонид Ярмольник. Но еще важнее его другая роль - главного продюсера фильма, который снимался несколько лет при минимальном немецком взносе и при поддержке нескольких российских телеканалов. По словам Ярмольника, это самый немодный и самый традиционный из фильмов, с которыми он имел дело: "Короче говоря, в нем собрано то, что я люблю в кино больше всего".

"Барак" потерял бы значительную часть своей привлекательности, если бы не оператор Юрий Клименко, работавший с Параджановым и другими крупными режиссерами, - он нашел нестандартный изобразительный ключ к картине. Цвет приглушен и пробивается сквозь черно-белое изображение: в одном кадре волосы героини вдруг становятся рыжими. Так сквозь сумерки сталинского времени, сквозь черно-белый кошмар пробиваются цвета человеческих чувств.

Недаром на пресс-конференции большая часть вопросов касалась секретов операторской работы. Почетный президент ФИПРЕССИ Марсель Мартен сказал, что фильм несколько формалистичен, но это совсем неплохо. Председатель официального жюри американец Пол Бартель аплодировал стоя вместе со всем залом. А Валерий Огородников после долгой паузы вновь вернулся в число режиссеров, которые определяют высокий "конвертируемый" уровень российского кино".

Как сообщил "Челябинскому рабочему" Виктор Петров, осенью ожидается премьера "Барака" в Санкт-Петербурге, а затем и в Челябинске.

В.С.