14-08-99


Троицкая ГРЭС на перепутье

Самая мощная электростанция Южного Урала застряла между двух экономик

Дитя плана

Строительство Троицкой ГРЭС началось в 1955 году. Первый турбоагрегат ее первой очереди дал ток 14 апреля 1960 года. К концу 1961 года три турбоагрегата первой очереди общей мощностью 300 тысяч кВт перерабатывали уже не челябинские бурые угли, под которые первоначально были спроектированы, а казахстанский каменный уголь молодого экибастузского угольного разреза. Этот уголь добывался открытым способом, потому был очень дешев.

ТГРЭС предназначалась для энергоснабжения Челябинской области и Северного Казахстана. 10-15 процентов вырабатываемой ГРЭС электроэнергии уходили в Казахстан в качестве оплаты за поставляемый на станцию уголь (9 миллионов тонн в год). В 1974 и 1976 годах, после ввода в эксплуатацию двух энергоблоков по 500 тысяч кВт третьей очереди, ТГРЭС достигла проектной мощности - 2500 тысяч кВт. По установленной мощности станция уступала лишь пяти тепловым электростанциям СССР - трем украинским и двум станциям Свердловской области (Рефтинской и Верхнетагильской). Сегодняшняя установленная мощность ТГРЭС (2059 тысяч кВт) равна 43,2 процента установленной мощности шести электростанций Челябэнерго.

Экибастузский уголь при сжигании отдает тепла в полтора раза меньше, чем кузнецкий, и в три раза меньше, чем природный газ. Зольность его достигает 40 процентов, вследствие чего на конечной стадии переработки он превращается в три мощных потока: электроэнергия уходит по проводам, а отходы производства - в трубы и по трубопроводу в золошлакоотвал на территории Казахстана. Но это грех малый: ТГРЭС давала дешевую электроэнергию на дешевом казахском угле, как Рефтинская, Верхнетагильская, Серовская ГРЭС и еще три ТЭЦ Омска.

При полной загрузке ТГРЭС более чем наполовину прикрыла дефицит электроэнергии в промышленно насыщенной Челябинской области. В перспективе остающуюся часть энергодефицита должна была взять на себя Южно-Уральская атомная станция. Такие были планы. Сотни миллионов тонн еще не добытого экибастузского угля предполагали строительство нескольких тепловых электростанций в Казахстане. В 12-ю пятилетку должны были быть построены две мощнейшие линии энергопотоков, началом которых был Экибастуз и развивающийся Павлодар-Экибастузский территориально-промышленный комплекс с его дешевым углем, рудами, металлом. Одна такая линия электропередачи строилась через всю нашу область с севера на юг. Почти была готова, да так и осталась стоять невостребованной - как памятник грандиозным замыслам и немереным ресурсам.

В 1992-1993 годах опять же в соответствии с планом создания РАО "ЕЭС России" ТГРЭС была акционирована и изъята из формируемой региональной энергосистемы Челябэнерго. Подобное происходило и в других регионах. Самые мощные, экономичные, структурообразующие электростанции единой энергосистемы страны уводились под крыло общероссийской энергетической монополии, становились ее 100-процентными "дочками". Проглядывал замысел: сконцентрировать производимую станциями-лидерами дешевую электроэнергию на общероссийский оптовый рынок энергии и мощности (сейчас ФОРЭМ) с дальнейшей ее продажей дефицитным энергосистемам.

Лишившись Троицкой ГРЭС, Челябинская энергосистема стала еще более энергодефицитной и зависимой. ТГРЭС же досталась роль положительного героя фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих". Прежние связи с родной энергосистемой остались, налаженные схемы работы как бы тоже, но стали вовсе не обязательны. Формально и юридически работу станции организовывал и за все отвечал указующий перст Москвы. ТГРЭС, как отрезанный ломоть, все больше принадлежала самой себе, становилась год от года хуже загруженной, затратной. Истончался угольный поток. Старело оборудование. Из-за недопоставки топлива ТГРЭС с марта 1996 года по февраль 1997 года была загружена лишь на 5 процентов своей мощности. Все мощные блоки - на 300 и 500 тысяч кВт были остановлены. Станция работала в режиме самосохранения и зимой отапливала Троицк.

Управление ЧЭ

С первого января 1997 года ТГРЭС была передана в доверительное управление Челябэнерго. Этому способствовали реальные факты управления станцией РАО "ЕЭС" и аргументированные обращения руководства Челябинской области и Челябэнерго в правительство и в РАО "ЕЭС".

Тот, кто непредвзято отследит временной отрезок, в течение которого Троицкой станцией "рулило" Челябэнерго (а он продлился лишь до середины 1998 года), просто вынужден будет признать неплохие результаты доверительного управления Челябэнерго. Челябинской энергосистеме удалось стабилизировать работу ТГРЭС, наладить бесперебойную поставку угля из Казахстана, поднять ее среднюю загрузку с 13,6 процента в 1996 году до 32,8 процента в 1997 году. Во втором квартале 1998 года средний коэффициент использования установленной мощности был увеличен до 53,4 процента. Челябэнерго удалось сократить приобретаемую на оптовом рынке энергию с 55 до 22 процентов. Были снижены удельные расходы условного топлива на отпущенную электроэнергию на 25,6 г/кВт-ч (в советские времена снижение в целом по стране удельных расходов топлива на 1 г/кВт-ч считалось большим достижением). Станция с помощью Челябэнерго стала выплачивать зарплату своим работникам и перечисляла налоги. Начала претворяться в жизнь программа реконструкции ТГРЭС. Колоссальные усилия Челябэнерго дали свои результаты: ТГРЭС буквально поднялась с колен.

Челябэнерго и область рассчитывали на продление договора доверительного управления еще на 20-25 лет или продажу контрольного пакета акций ТГРЭС, поднимали эти вопросы перед руководством РАО "ЕЭС". Ведь было ясно, и экономика это подтверждала, что полное хозяйственное ведение без угрозы лишиться вложенных в станцию затрат и усилий обернется стабильной работой ТГРЭС, более надежным энергоснабжением индустриальной области. Этому помешали две вещи: финансовый кризис августа 1998 года и твердое решение РАО "ЕЭС" никому станцию не отдавать.

Контраргументов было всего два. Первый и главный. В соответствии с Основными положениями структурной реформы в сфере естественных монополий, утвержденными Указом Президента РФ от 28 апреля 1998 г. (N 426), РАО "ЕЭС России" разработана Программа действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации. Одним из положений указанной программы является создание региональных энергоугольных компаний, в том числе и в Уральском регионе. При этом основной задачей ставится обеспечение топливом электростанций Урала, в том числе и Троицкой ГРЭС, в первую очередь за счет поставки экибастузского угля.

Второй аргумент, побочный. За период выполнения АО "Челябэнерго" функций доверительного управляющего не достигнуто существенного улучшения финансового состояния электростанции (основным должником за поставленную электроэнергию являлось Челябэнерго).

Планов громадье

Август 1998 года внес существенные поправки в планы любой из сторон, завязанных на решение проблемы укоренения ТГРЭС в новые экономические реалии. Казахстанский уголь после 17 августа вдруг потерял присущие ему гордость и блеск дешевого топлива для Троицкой станции. Наметилась очень неприятная тенденция для южноуральских энергетиков: вместе с ростом курсов доллара США и казахского тенге по отношению к российскому рублю экибастузский уголь и его железнодорожные перевозки по территории Казахстана постоянно дорожали. Этому процессу не помешала даже договоренность всех сторон обсчитывать экибастузский уголь и ресурсы промышленных предприятий Челябинской области, идущие ему навстречу, по курсу шесть рублей за доллар США. В конце июня текущего года, даже после 30-процентного "проседания" тенге по отношению к доллару США, тонна экибастузского угля с доставкой по железной дороге стоила 360 рублей, при заложенных в тарифе 180 рублях. За дорогой уголь очень трудно расплачиваться подешевевшими энергоресурсами и материальными ценностями. Угольный склад ТГРЭС пуст. Опять, как в 1995-1996 годах, нагрузка ТГРЭС не превышает 70-100 тысяч кВт.

Загруженная на 5 процентов махина, забирающая огромные ресурсы на поддержание неработающих мощностей, мозолит глаза всем: РАО "ЕЭС", Челяб-энерго, губернатору области. Что делать?

Челябэнерго вышло со своим предложением в региональную энергетическую комиссию и администрацию Челябинской области - поднять нагрузку ТГРЭС до 1500-1700 тыс. кВт за счет поднятия среднего тарифа на 30 процентов. (При стоимости в 36 копеек одного кВт/ч, вырабатываемого ТГРЭС, например, население области платит в среднем 13 копеек за кВт/ч, а сельские хозяйства - 16 копеек). Руководство области ответило отказом.

Во-первых, администрация области серьезно надеялась получить ТГРЭС в доверительное управление или собственность. Во-вторых, была создана посредническая структура - российско-казахская фирма "Уралинвест-уголь" (51 процент акций - у Челябинской области, 40 процентов - у казахских шахтеров и железнодорожников) для лучшего регулирования угольных потоков на ТГРЭС и сбивания цены экибастузского угля. Замысел был недурен, но структура создана, время идет, а угля нет...

У РАО "ЕЭС России" тоже есть планы, весьма масштабные. Теперь уже РАО "ЕЭС" собирается объединить ТГРЭС, Рефтинскую и Верхнетагильскую ГРЭС с экибастузскими разрезами "Богатырь" (принадлежит американской компании) и "Северный" (собственность дочерней структуры РАО "ЕЭС"). Через осуществление этого проекта РАО "ЕЭС" надеется вернуть себе 240-миллионный долларовый долг казахских фирм за российскую электроэнергию в виде энергетических объектов на территории Казахстана, завязать их с вышеназванными структурами в единый энергоугольный комплекс "УралТЭК" и в итоге решить все вопросы снабжения экибастузским углем российских станций, получив на выходе дешевую электроэнергию.

Во время своего летнего визита в Челябинскую и Свердловскую области глава РАО "ЕЭС России" А. Чубайс заручился поддержкой нового проекта губернаторов П. Сумина и Э. Росселя. В июне презентация "УралТЭКа" состоялась в Казахстане.

Газ, выручай!

В отличие от России в Казахстане почти все угольные разрезы и электростанции принадлежат частному капиталу. Уголь и электроэнергия у наших соседей такие же товары, как соль и сахар, холодильник и автомобиль. Платишь деньги, получаешь их!

Совсем другая картина у нас. У нас электроэнергия - далеко не товар, а что-то среднее между социальной услугой и материальным вспомоществованием. Наши потребители хорошо знают, что, если они не заплатили за электроэнергию, за них есть кому заступиться. За все ответит, за все заплатит Челябэнерго, о всесилии и вампиризме которого ходит так много сказок. По своим нетоварным характеристикам с нашей электроэнергией роднится наш природный газ. Он тоже раздается не за деньги, а за круго-оборот долгов в экономике. Цены на российский газ и электроэнергию жестко регулируются государством. А вот совладать с экибастузским углем оно уже не может. Потому что совладать с ним можно только одним - установить цену на электроэнергию, вырабатываемую из него, на экономически обоснованном уровне, учитывая издержки-затраты на ее производство и доставку. Или отказаться от него. Или сбалансировать это топливо другим, более дешевым.

Беспочвенны ожидания экономического чуда, что тенге "свалится" по отношению к рублю и экибастузский уголь сильно подешевеет. Поддерживая энерготарифы на социально, а не экономически обоснованном уровне и в то же время заставляя Челябэнерго раздавать потребителям дорогую энергию ТГРЭС, местные власти обязательно добьют Челябинскую энергосистему. Щадящей потребителей южноуральской энергосистеме необходима ТГРЭС, работающая не на импортном топливе, а на российском. Российский природный газ облегчает бремя перехода к рынку не одному региону России. Эту же функцию он может более широко выполнять и в Челябинской области. Тем более, что нашей области есть что предложить в обмен на газ: металлы, трубы, бурильное оборудование, автотехнику, тракторы, грейдеры и т.д. При переводе ТГРЭС на газ можно будет выстраивать взаимовыгодные производственные и кооперационные цепочки, о чем давно мечтают областные законодательная и исполнительная власти.

Между прочим, очень много аргументов в пользу перевода ТГРЭС на газ дают техническое состояние станции и экологические проблемы, вызываемые ею. Вот некоторые параметры готового плана перевода ТГРЭС на совместное сжигание природного газа и угля.

Золоотвал ТГРЭС расположен на озере Шубаркуль в Казахстане (25 км от станции). Его емкости при полной загрузке станции хватит еще максимум на пять лет. Платежи, предъявляемые Казахстаном за эксплуатацию золоотвала, постоянно растут. При отзыве казахской стороной разрешения на размещение золошлаковых отходов размер экологических платежей возрастет в 25 раз. Из-за абразивных свойств золы экибастузского угля котлы и вспомогательное оборудование изношены и требуют замены. Увеличивается простой оборудования в ремонте. Для поддержания станции в работоспособном состоянии требуется проведение больших реконструктивных работ по котлам, по системам приема, разгрузки, хранения угля, пылеприготовления и золошлакоудаления.

При переводе станции на газ будут сняты ограничения с котлоагрегатов. Установленная мощность ТГРЭС возрастет до 2155 тыс. кВт. Увеличатся коэффициенты использования оборудования, увеличится выработка энергии ТГРЭС, снизится ее стоимость. Выбросы окислов азота, окислов серы, пыли будут доведены до нормативных. Отпадет необходимость в строительстве нового золоотвала, стоимость которого сопоставима с реконструкцией первой очереди станции при переводе ее на сжигание газа.

В последнее время отсутствие необходимых запасов экибастузского угля на складах ТГРЭС поднимает грозный вопрос консервации станции и отопления г. Троицка в осенне-зимний период.

Частичная газификация ТГРЭС жизненно необходима уже сейчас. Кажется, эту реальность начинает осознавать руководство РАО "ЕЭС России". При всей глобальности российско-казахского проекта создания "УралТЭКа" жизнь, как всегда, может внести коррективы. И тогда мы будем наблюдать реализацию чисто российского проекта газификации Троицкой, Рефтинской, Верхнетагильской ГРЭС и двух ТЭЦ Омска.

Александр ТЮЛЬКИН.