14-10-04


Звезды зажигаются в Поднебесной

Участник проекта Ивана Шаповалова NATO дал эксклюзивное интервью "Челябинскому рабочему"

"Певица, выбравшая стиль "террористки-смертницы", планирует провести в Велико-британии "террор-концерт". Ее продюсер Иван Шаповалов планирует выступление на ноябрь. Мусульманский совет Великобритании назвал план Шаповалова "крайне безвкусным" и призвал бойкотировать концерт. В предыдущем музыкальном проекте Шаповалова участвовали две девушки подросткового возраста. Защитники прав ребенка говорили, что это "поп для педофилов" и пытались запретить демонстрацию их клипа на канале BBC".

Из газеты "Daily Telegraph", Великобритания

История с несостоявшимся московским концертом девушки в хеджабе, назначенным на 11 сентября, всколыхнула шоу-бизнес. И не только его. Слишком свежа была рана после трагических событий в Беслане, чтобы проводить мероприятия, хоть отдаленно напоминающие о терроризме. Поэтому концерт NАТО обсуждался на телеканале НТВ, радио "Эхо Москвы", о нем писали "Известия". Главной темой была этическая сторона вопроса. Корреспондента "Челябинского рабочего" заинтересовало другое: везде сообщалось, что солистка проекта, Наталья Шевлякова, приехала в Москву из Челябинска:

Напомним предысторию. Весной 2004 года продюсер Иван Шаповалов оставляет су-перуспешный проект "Тату" - первую русскую группу, которую стали массово слушать за пределами нашей страны. Разрыв Шаповалова с "Тату" произошел как раз во время съемок реалити-шоу "Тату в Поднебесной" ("Поднебесная" - это 13-й этаж гостиницы "Пекин", где расположен офис продюсера). Шаповалов объявляет о том, что ищет новые лица для своих проектов. Он с восторгом говорил о двух девушках - Хеле, поющей на немецком яростные песни в духе "Rammstein", и Наташе, сочиняющей тексты на арабском, грузинском, таджикском и фарси.

"Бомба" разразилась месяц назад. Первый концерт NATO был намечен на субботу, 11 сентября (третья годовщина террористического акта в Нью-Йорке). Место проведения - Колонный зал Дома союзов, где десятилетиями провожали в последний путь советских генсеков. В презентационном видеоклипе, снятом на таджикскую песню "Чорчовон", девушка в черном восточном наряде поет на фоне сводок новостей с Ближнего Востока. Приглашения на концерт были оформлены в виде авиабилетов. А в пресс-релизе, посвященном концерту, сообщалось, что "презентация будет представлять собой теракт-концерт, исключающий какое-либо заигрывание со зрителем". Трагедия в Беслане не остановила творческий порыв Шаповалова.

- Если девушка надела восточный головной убор - это не означает, что она шахидка, - заявил он в интервью газете "Известия". - "Шахидка", "восточная женщина с закрытым лицом" и "страх" - сейчас слова-синонимы. Я на этом не играю. Я играю на музыкальных инструментах. Некоторые выступают на митингах. Другие сдают кровь. Третьи - молятся. А я просто предлагаю послушать песни.

Во всех СМИ сообщалось, что Нато приехала в Москву из Челябинска, а до этого жила в Грузии. Пообщаться с девушкой никому из журналистов не удалось.

Концерт был отменен из-за неполиткорректности, а корреспондентка "Челябинского рабочего" отправилась искать следы загадочной девушки в хеджабе.

Я расспросила наших рок-музыкантов. И выяснилось, что из Челябинска к Ивану Шаповалову приехала не только Нато. О ней никто ничего не знал. Зато вспомнили двоих: Славу Кацева, игравшего когда-то в группе "Мне хорошо", и Сергея Молля из "Амбера". Слава, его жена Татьяна и Сергей вместе снимают в столице квартиру. Сергей отказался говорить со мной без разрешения руководства. Как раз в это время Иван Шаповалов летал в Лондон, где вел переговоры о концерте и записи первого альбома NATO. Когда он вернулся в Москву, я решила связаться с ним напрямую, и сделать это оказалось на удивление просто. Телефоны Поднебесной были вывешены прямо на сайте www. podnebesnaya.ru. Зная весьма оригинальную манеру Шаповалова общаться с журналистами, задала ему предельно конкретные вопросы. Но, надо сказать, это была та еще беседа.

- Сколько человек в проекте NATO?

- А сколько вам надо?

- Сколько есть.

- Около тридцати. А скоро будет несколько тысяч по всему миру.

- Вы имеете в виду поклонников?

- Я имею в виду менеджмент.

На следующий день я позвонила Моллю, и мы поговорили.

- Сергей, а ведь Молль - не настоящая ваша фамилия?

- Нет, но теперь я для всех Молль. Лет 15 назад, когда я демобилизовался из армии, написал песни для своей группы. Мы сидели в кафе, и один гитарист посмотрел на меня и сказал: "Ну ты - Молль!" Потому что все песни, которые я написал, были в миноре (итал. moll - минор. - О.Г.).

- Как вы попали в NATO?

- Я уехал из Челябинска, потому что в этом городе, к сожалению, моя музыка не востребована. Просто сорвался и уехал в Москву. Сначала играл у Евгения Осина, потом Слава Кацев, мой товарищ, пригласил меня к Шаповалову в Поднебесную. Сам Слава там работает оранжировщиком. Так все и решилось. Наташу я до этого момента не знал, познакомился с ней уже в Москве. В Челябинске она в музыкальных кругах не общалась, на концертах не выступала. Практически домашняя была певица.

- Когда вы пришли к Шаповалову, вас не отпугнула его склонность ко всякого рода эпатажу?

- Наоборот, притянула. У всех одно и то же, ничего удивительного не происходит в шоу-бизнесе. Все такое предсказуемое и нафталиновое. Это надоедает. Вначале удивляла манера Ивана общаться. Но сейчас я уже привык, и никаких проблем не возникает.

- Почему Поднебесная работает по ночам?

- Весь день в Москве страшная суета, а ночью город успокаивается. Мозги разгоняются на полную катушку, приходят творческие идеи. В три часа дня мы просыпаемся, в четыре выходим на работу, и находимся там до 5-6 утра. Можно сказать, живем в Поднебесной. Первое время было весело, а потом стало труднее. Человеку все равно нужно спать ночью. Приходится в выходные отсыпаться.

- А выходные-то у вас хоть есть?

- Творческая жизнь - это когда человека с головой "накрыло". Сидишь, например, смотришь телевизор, вдруг раз - идея пришла, бежишь в Поднебесную. Не важно, выходные это или нет. Когда хочешь - заходи. Там постоянно кто-нибудь тусуется - музыканты, артисты, танцоры, просто люди незнакомые. Со двора, конечно, кого попало не пустят, но если человек объяснит, что ему надо, - сможет пройти. Звезды в Поднебесной бывают очень часто. "Army of lovers" специально приезжали, на днях Лада Дэнс была, даже Волочкова приходила.

- Это последний этаж гостиницы "Пекин"?

- На последнем этаже был кабинет Берии, а у нас - предпоследний. Это где часы. Там большие окна со всех сторон и четыре огромные колонны. Вообще Поднебесная - это как музыкальный кружок, только для взрослых. Этакая творческая лаборатория. А у нас ведь в Челябинске как? Час студийной записи стоит так дорого, что год готовишься, репетируешь и только потом записываешь песни. А здесь пишешь сразу, и мысли получаются свежие, незатасканные.

- Не могу не спросить об этической стороне вашего проекта. Большинство считает, что в своей основе это эксплуатация темы мирового терроризма.

- Журналисты решили, что мы эксплуатируем тему мирового терроризма. Писали даже, что лицо Наташи "умыто кровью бесланских детей". Но ведь концерт планировался задолго до событий в Беслане. Его идея - примирение между Востоком и Западом. От Востока там - текст и мелодия вокала, а вся музыка построена на европейском жанре. Гитары, барабаны, оранжировка - все западное. Почему вокалистка одета в хеджаб? Чтобы это понять, надо побывать хоть раз на Востоке. Там все женщины так ходят, и в этом нет ничего негативного.

- То есть хеджаб девушка и дальше не снимет?

- Нет, конечно, никто ничего менять не будет. А песни - они все про любовь.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Дописываем альбом. То, что концерт 11 сентября не состоялся, может, оно и к лучшему. Есть время что-то исправить, подкорректировать. Хотим дать концерт в Лондоне. Может быть, скоро приедем в Челябинск.

Я сходила за фотографиями к маме Сергея. Она вырастила троих сыновей. Старший - санитар в областной больнице, средний ремонтирует фасады домов, а младший избрал своей стезей музыку. Татьяна Валентиновна с 60-х годов живет в однокомнатной хрущевке, здесь же до недавнего времени жил и сам Сергей. Его "пространство" отгорожено шкафом и увешено плакатами известных исполнителей. Не "Поднебесная", конечно, но его и тут посещало вдохновение.

- Когда ему еще двух лет не было, он брал палку и "играл" на ней, воображая, что это гитара, - рассказывает Татьяна Валентиновна. - Потом уже, став взрослым, ночами сидел и писал музыку. Когда он в Москву уезжал, столько друзей собралось его провожать, что не все поместились в квартире. А когда он наведывается в Челябинск, телефон разрывается круглые сутки. Не знаю, как у него в Москве жизнь сложится. Дай Бог, чтоб все получилось.

"Что такое NATO Шаповалова?

Вокалистка NATO - девушка, которая не имеет ни прошлого, ни настоящего. NATO - это музыкальное отражение актуальных процессов, реакция на мировой конфликт между Востоком и Западом, который с каждым днем распространяется на все новые территории и уже породил атмосферу страха как в России, так и в Америке и Европе".

Из журнала "Rolling Stone", Россия

Челябинский звукорежиссер Виктор Заболотнев о Поднебесной:

- Я ездил на выставку "Музыка-Москва", остановился у Молля и какое-то время пожил их жизнью. Слушал, смотрел, пытался понять, что такое Поднебесная. Аура там очень творческая, настрой позитивный. Без газетных сплетен, поливаний грязью. Просто молодые люди занимаются музыкой. По большому счету это и не студия, а какой-то клуб. Люди там колбасятся, как на дискотеке. Но никто не курил траву и не кололся. Меня сразу приняли как своего. Я попал на репетицию NATO. В их музыке, на мой взгляд, есть над чем работать. Она местами несколько однобока, напоминает "Тату". За исключением некоторых вещей. Но это нормально. Сейчас во всех альбомах одна-две песни хороши, а остальное - "для воды". Слушал я и еще некоторых ребят, многие, кстати, из Челябинска. Помню некую Татьяну. Ею уже заинтересовалась Германия, предложила выгодный контракт. Но она говорит: "Все, что нужно для счастья, у меня есть здесь".