14-11-06


Вкус к жизни

Его положению не позавидует никто, его жизнь - пример для подражания

Наталья УФИМЦЕВА

Аша

За что?

Восемь лет назад солнечным осенним днем жизнь ашинца Дениса Маркова переломилась на-двое: на "до" и "после". Компанейский двадцатилетний парень под два метра ростом, солист городского вокально-инструментального ансамбля, местный кумир, симпатяга, на каких девчонки виснут гроздьями, в один миг оказался на многие годы обездвиженным. Если бы удар ножом в спину пришелся на какие-то миллиметры выше, он не смог бы владеть и руками.

- Мне еще подфартило с высоким ростом, - шутит Денис по этому поводу.

Его мама Антонина Васильевна до сих пор не выносит мысли о собаке в доме: подаренный тогда сыну на день рождения ротвейлер принес в дом беду. Вернее, виновата не собака - человек. В тот злополучный день едва знакомый мужчина попытался увести его щенка с собой: Денис заскочил в магазин, привязав пса у входа. Вышел и увидел, как собаку уводят.

Догнав похитителя, после короткой "беседы" вернул любимца и продолжил прогулку. А они в ту осень были такими редкими. Еще не успев окончить техникум, Денис начал работать в цехе по ремонту электрооборудования Ашинского металлургического завода. Не хотел быть нахлебником у матери, потерявшей мужа - опору семьи. Не мучимый предчувствием, шел с собакой по парковой дорожке вдоль реки Сим к подвесному мосту, где вода с грохотом разбивается на два рукава. Наверное, из-за шума воды не услышал торопливых шагов за спиной. Удар в спину был такой силы, что лезвие ножа застряло в позвоночнике, а ручка обломилась. Спросил: "За что?" - и потерял сознание. Очнувшись, ощутил в теле такое, будто по грудь вкопан в землю. Был не в силах повернуться и пошевелить ногами. Что есть мочи закричал, позвал на помощь. Знакомый, мывший невдалеке машину, позвонил по радиотелефону, вызвал милицию и "неотложку", догнал преступника.

Жизнь на миру

Мама Дениса - преподаватель музыкальной школы с 40-летним стажем. До страшного события целыми днями пропадала на работе, проводила дополнительные занятия с учениками, готовила концерты, программы разных мероприятий, словом, была на виду. У Антонины Васильевны и ее покойного мужа, трудившегося на метзаводе, было много друзей и добрых знакомых, которые впоследствии помогли спасти Дениса.

- Сын выжил, потому что живем в маленьком городке, где все друг друга знают, - считает Антонина Васильевна.

Сразу же после несчастья, когда Денис лежал в реанимации и ему требовались дорогостоящие лекарства и сложные операции, мать, смирив гордыню, сдерживая готовые хлынуть потоком слезы, вышла на улицу просить милостыню. Заходила в общественные места, магазины, учреждения. Люди отдавали сколько могли. Были случаи, когда соседские дети приносили зажатые в кулаке несколько рублей и протягивали со словами: "Это Денису". Сотрудница телевидения без согласования с начальством (на это просто не было времени) дала тревожную информацию в эфир. В те же дни коллеги и друзья организовали благотворительный концерт. Как рассказывает очевидец событий журналист местной газеты Людмила Суланова, зал городского Дома культуры был забит до отказа, "люди не только купили билеты на концерт, но и опускали деньги в тумбу, установленную на сцене". К спасению Дениса Маркова подключились опытные врачи, бывший глава района Николай Царихин, районные и областные депутаты.

Выживать или жить?

Для человека, обреченного на положение "лежа", вопрос не риторический. Только в реанимациях Денис пролежал более полугода, а потом еще два года провел между жизнью и смертью, не в силах самостоятельно даже повернуться. А теперь:

Попробуйте водить машину, сидя на оголенных мышцах. А он водит. Сначала была специализированная "Ока", выделенная по линии соцстраха. А нынешним летом сбылась давняя мечта: купил "Волгу". На ручное управление машину переоборудовали в Озерске за отдельную плату. На это авто он заработал сам, возглавляя юридический отдел одной из подрядных организаций Ашинского метзавода. Позади - дистанционная учеба в Уфимской академии, позволившая стать профессиональным юристом.

А начиналось все с десятков секунд. Продержаться в сидячем положении эти долгие, мучительные секунды, досчитать до тридцати, сорока и упасть, взвыв от боли и обливаясь потом. Возвращение к жизни оказалось не менее изнурительным, чем сам недуг. Этот путь выбрал не он сам.

Мама

За него решила тогда мама, когда он сказал ей: "Не хочу жить". Сначала заново научила Дениса сидеть, с неимоверными усилиями ворочая непослушное, обмякшее тело. Боролась с его хандрой, болями, залечивала бесконечные раны.

В прошлом году из-за падения давления сын попал в реанимацию, где за два дня кожа на его теле снова чудовищно расползлась. Прошел год, а последствия той "реанимации" до сих пор не залечены. Чтобы не случился рецидив с очередным попаданием в больничные стены, пришлось согласиться на сложнейшую операцию. Так они бились за жизнь тела. И вместе с этим за жизнь духа.

Шесть лет назад мама уговорила сына поступить в Современную гуманитарную академию в Уфе, а председатель областного Законодательного собрания Виктор Давыдов (добрая память о нем живет не только в сердцах их семьи) по ее просьбе выделил деньги на обучение. Сначала желания учиться не было, пока в какой-то момент к Денису не вернулся вкус к жизни. К преодолению, продвижению. Сегодня Денис Константинович (так обращаются к нему по работе) ушел от мамы далеко вперед, удивляет ее своим упорством.

В ночь перед защитой диплома у Дениса поднялась температура под сорок, усилились боли - такое часто случалось. О поездке в Уфу не могло быть и речи. Мама тем временем, вернувшись с консультации из вуза, предложила внести исправления в дипломную работу с учетом замечаний, сделанных преподавателем. За компьютером просидели всю ночь, а к утру надумали ехать. На этот раз он сам так решил.

Недавно дирекция вуза присудила Денису Маркову медаль "За заслуги". На торжестве по случаю вручения он сказал: "Это мамина медаль".

А дальше?

Мы разговаривали с Денисом в их квартире. Параллельно он работал за компьютером, звонил по телефону, давал консультации, договаривался о встречах. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что воспринимаю своего собеседника не как человека с тяжелым физическим недугом: куда-то "улетучились" кровать с антипролежневым матрасом, перекладины и шнуры для подъема тела. Внимание сфокусировалось на оживленном лице, энергичных жестах (одновременно с работой молодой человек "смолил" одну за другой крепкие сигареты). Я сказала о своих ощущениях.

- Это потому, что я взял за принцип не жаловаться на жизнь, - понимающе ответил Марков.

- А друзья вам жалуются?

- Еще как, у них, оказывается, проблем гораздо больше, а я для них - "свободные уши".

Когда приезжает из Питера его старший брат, удивляется: Денис успевает больше его, здорового. Нынешним летом с друзьями посадили в лесочке рядом с новым храмом (недалеко от места его роковой прогулки) аллею к роднику, освященному настоятелем. Так они сошлись с отцом Валерием Моховым.

Пути неисповедимы. Валерий Мохов, сам в прошлом нейрохирург, привез к Денису своего преподавателя из Уфы, а тот назначил комплексное лечение. Есть шанс восстановить двигательные функции нижней части тела. На это требуются немалые деньги. Но не в этом главная проблема. Даже собрав требуемую сумму, есть опасность потерять все. Методика лечения пока в стадии эксперимента, даже не лицензирована. Денис нашел в Интернете сайт, на котором помещены результаты экспериментов. Удачных - наперечет. Ставить на кон то, что с таким трудом достигнуто, он пока не решается. Но как знать? За восемь лет, прошедших с момента несчастья, в организме произошли изменения, видно, нервные волокна "пустили корни". Он начал чувствовать боль в мышцах ног. К худшему это или все-таки к лучшему? Остается только надеяться. И продолжать жить, не теряя вкуса к жизни.