14-12-01
Валерий ЕРЕМИН, Елена АЛЯБЬЕВА
Чебаркульский район
Информацию о том, что пермский областной военком Евгений Данилов не в лучших армейских традициях учил солдат кулаком и что, когда история получила огласку, военные "спрятали" одного из военнослужащих в Челябинской области, "Челябинский рабочий" сообщил 8 декабря, пообещав подробности в одном из ближайших номеров.
Андрея Истомина поначалу мы пытались разыскать через Челябинский областной военкомат, но его офицеры сказали, что о пермской истории они даже и не слышали. Переведенного из Перми в войсковую часть 89547 Чебаркульского гарнизона Андрея Истомина удалось разыскать с помощью коллег из пермской областной газеты "Звезда", которая внимательно следит за развитием событий вокруг этого неординарного случая, получившего широкий резонанс в обществе.
Рядовой Истомин, приглашенный в штаб полка, где он сейчас служит, для беседы с корреспондентами "Челябинского рабочего", держался с достоинством. Говорил спокойно, уверенно, не уклоняясь от прямых ответов.
- Не хочу, чтобы эту историю замяли, - твердо заявил он. - А это пытались сделать Уговаривали забрать заявление из военной прокуратуры. На меня и Анатолия Белоусова, на которого военком также поднял руку и который, как и я, обратился в прокуратуру, оказывали давление в военкомате в Перми, но мы понимали: отступиться - дать повод оговорить и незаслуженно нас наказать.
Мы разговариваем с Андреем в комнате психологической разгрузки войсковой части 89547 Чебаркульского гарнизона один на один. Такую возможность предоставил журналисту заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Олег Муратов.
Мы попросили солдата рассказать, что же произошло в стенах пермского военкомата, чем он вызвал недовольство старшего командира.
- Инцидент случился в первых числах октября, - рассказывает Андрей. - Заканчивалось мое ночное дежурство на узле связи областного военкомата, где я служил телефонистом. Последние часы дежурства выдались напряженными - много было междугородных звонков. И тут позвонил военный комиссар Данилов. Я ответил по уставу, назвав свой позывной. Военком выразил недовольство, что я не уложился с ответом в три секунды. Хотя, по нормативам, на ответ дежурного отводится пять-семь секунд, Данилов предъявлял мне такие претензии и прежде. И, кстати, не только мне. Затем он вызвал в свой кабинет. Стал распекать. Ругался. Грозил перевести на Дальний Восток. Ответив по форме: "Виноват, исправлюсь", я молчал. В какой-то момент опустил голову. Данилов подошел и, потребовав смотреть в лицо, кулаком ударил под подбородок. Спустя некоторое время - еще раз. Я почувствовал во рту кровь. Когда вышел из здания военкомата, сплюнул кровяной слюной, чему были свидетели. Пошел в госпиталь и освидетельствовался. Имея на руках медицинскую справку, написал заявление в военную прокуратуру. То же самое сделал Анатолий Белоусов, который, по его словам, накануне также получил от Данилова удар кулаком в лицо. За то же самое - не ответил за три секунды.
Андрей сообщил, что недавно к нему в часть приезжала мать. От нее он услышал о суде, который был назначен на 2 ноября. А 1 ноября Истомин и Белоусов были переведены в другие гарнизоны: Андрей - под Челябинск, а Анатолий - в Екатеринбург
- Теперь я понимаю, почему так спешно нас отправили из Перми, - продолжает Андрей Истомин. - Чтобы суд не имел возможности выслушать нас и выяснить, насколько правдивы объяснения Данилова. Ведь поначалу он просто все отрицал.
Здесь надо отметить, что Пермская военная прокуратура дважды отказывала в возбуждении уголовного дела о рукоприкладстве военкома, ссылаясь на отсутствие самого факта избиения, а потом - из-за "малозначительности" происшедшего. Две проверки - Генштаба и штаба Приволжско-Уральского военного округа также не нашли оснований для возбуждения уголовного дела. Но 5 декабря окружной военный суд отменил постановление прокурора Пермской области об отказе в возбуждении уголовного дела против областного военкома. Кстати, согласно УК РФ (ч.3, ст. 286) за превышение должностных полномочий с применением насилия предусматривается наказание сроком от трех до 10 лет.
Встречаясь с Андреем Истоминым, мы уже знали, что в его поддержку активно выступает Пермский региональный правозащитный центр, который обратился к министру обороны С. Иванову и командующему Приволжско-Уральским военным округом А. Баранову с ходатайством о переводе его и А. Белоусова в воинские части на территории Перми.
Узнав о поддержке правозащитников Перми и решении окружного военного суда в их с Белоусовым пользу, Андрей приободрился. При расставании с корреспондентом "Челябинского рабочего" он сказал:
- Надеюсь, что суд состоится с нашим участием. Забирать заявление назад я не намерен - ведь это значит признать свою неправоту.
По сведениям Пермского комитета женщин в поддержку армии, чтобы сделать проблематичным участие ребят в суде, их намеревались отправить в Чечню. Подобная командировка не исключена и сегодня. Считая, что оба солдата, имеющие военные специальности (связист и автомеханик), хорошо подготовлены и проявят себя и в "горячей точке", солдатские матери, как и правозащитники, обеспокоены одним: не руководит ли военными желание в преддверии громкого судебного процесса избавиться от солдат любой ценой?
Интересы Андрея Истомина, как он рассказал, взялся бесплатно защищать опытный адвокат. А пока дни военного связиста идут по обычному солдатскому расписанию. В Чебаркульской дивизии Истомин служит по своей прежней специальности - связистом. Жалоб на командиров не имеет. n