15-02-03


Электронный след

Руководство завода "Урал" знает все о рабочем времени своих сотрудников

Сбываются прогнозы писателей-фантастов 60-х годов - компьютерное отслеживание входит в жизнь, пока, правда, не на государственном уровне.

Уникальная система Автоматизированной службы контроля допуска (АСКД), разработанная и примененная на миасском автозаводе "Урал", начинает приносить плоды.

Еще в начале прошлого года обычные турникеты на проходных заменили компьютерные терминалы, а все работники предприятия получили пропуска с микрочипами внутри. Каждый работающий на заводе, минуя проходную, оставляет теперь "электронный след". Автомобилестроители не слишком тепло приветствовали нововведения. На проходных скапливались очереди, и на "войти-выйти" затрачивалось иногда до четверти часа. Проблему решили с помощью гибкого графика начала рабочего дня - в подразделениях предприятия он теперь начинается по-разному.

Больше года понадобилось для технической обкатки системы, теперь пришло время посмотреть ее в действии.

Уже несколько дней любой начальник может узнать, вовремя ли пришел его подчиненный на завод и вовремя ли его покинул. Более того, контроль при помощи АСКД входит теперь в обязанность руководителя любого ранга. Так, директор производства, не выходя из кабинета, может "пробежаться" по своим цехам и получить среднюю картину дня - сколько человек опоздало, сколько ушло с работы пораньше. И на вечерней сводке спросить у начальников цехов, как они это безобразие объясняют. Точно так же может поступить и генеральный директор: с его рабочего места есть доступ к "досье" любого работника "Урала".

Главным свершившимся достижением АСКД является избавление от 1500 так называемых "подснежников" - оформленных на предприятии людей, на самом деле там не работающих. Теперь "трудиться", не пересекая проходную, стало невозможно. Есть сведения и на любителей опаздывать. Пока людей просто предупреждают, ни одного увольнения еще не зафиксировано.

Все данные АСКД систематизируются во вновь созданном бюро учета и контроля рабочего времени. Спустя несколько месяцев можно будет проанализировать эффективность использования рабочего времени в подразделениях завода. В течение года сведения о каждом работнике будут храниться в электронном архиве.

В планах завода - расширение АСКД. В первую очередь планируется установить терминалы на транспортных проходных и выдать пропуск на каждую единицу техники. Планируется также установить терминалы внутри подразделений (так называемый второй барьер), что позволит усилить контроль над работниками, ограничив его передвижение рамками цеха.

АСКД - надежный помощник службы безопасности завода. Каждый пропуск запрограммирован на определенную проходную предприятия, что автоматически ограничивает несанкционированный допуск на ряд объектов. Система позволяет также воспрепятствовать заходу на предприятие в неурочное время.

Система уникальна. Ничего подобного в российском автопроме нет. На ГАЗе вот уже пять лет пытаются ввести что-то аналогичное, но пока оборудовали терминалами лишь одну проходную.

В прошлом году АСКД получила золотую медаль на ВВЦ.

Сергей ЛИХАЧЕВ