15-02-05


На финише - ЧелГУ

Стартуют все, кто хотел бы решить вопрос с поступлением в вуз досрочно

Сегодня мы публикуем задания первого (заочного) тура регионального конкурса, который проводит Челябинский университетский образовательный округ совместно с "Челябинским рабочим". Об этой акции мы рассказывали в двух корреспонденциях: "ЧелГУ зовет!" ("ЧР", 1.02.05) и "В ЧелГУ - досрочно" ("ЧР", 9.02.05). Самые смелые и уверенные в себе абитуриенты уже настроились на борьбу. Но попробовать свои силы могут все желающие. В том числе и те, кто хотел бы поработать пока для себя, так сказать, "в стол". Их мы тоже приглашаем участвовать в конкурсе и советуем следить за газетой "Челябинский рабочий" с февраля по май включительно. А чтобы не было проблем с поиском нужных номеров, выписать ее с 1 марта (это можно сделать до 20 февраля).

А теперь - по существу.

О заданиях первого тура (напоминаем, что их будет три) рассказывает директор института проблем доступности высшего образования ЧелГУ, доктор педагогических наук Елена Мартынова:

- Уважаемые абитуриенты! Для участия в первом туре вам необходимо выбрать интересующее вас направление. Их семь: "Математика и естествознание", "Общество и право", "Экономика и управление", "Журналистика и филология", "Иностранные языки и межкультурные коммуникации", "Человек и природа", "Криптография и математика".

Например, по направлению "Математика и естество-знание" вы выбираете задание либо по математике, либо по физике, либо по химии, в зависимости от того, какая специальность вам ближе. По направлению "Журналистика и филология" по вашему выбору - задание по филологии или журналистике, по "Иностранным языкам и межкультурным коммуникациям" вы должны выбрать тот язык, который хотите изучать, по направлению "Человек и природа" - либо задание по психологии, либо по экологии, по направлению "Экономика и управление" - либо задание по экономике, либо по управлению.

Работы первого (заочного) тура вы отсылаете по почте. Последний день приема работ- 15 марта 2005 года. Его мы определим по штемпелю. На конверте пишете адрес: 454021, г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, аудитория А-24. И еще сделайте пометку: региональный конкурс. Справки по телефонам: 41-76-77, 95-67-57.

Участникам первого тура необходимо также заполнить анкету и вложить ее в конверт вместе с выполненной работой. Кстати, работы не возвращаются.

На этом пока вся информация. До новой встречи! И ни пуха ни пера!

Светлана ЖУРАВЛЕВА

Анкета участника регионального конкурса

1. Фамилия, имя, отчество

2. Адрес, телефон

3. Место учебы (учебное заведение, класс, курс)

4. Направление конкурса

Математика и естествознание

Математика

1. Решить уравнение 3Цx + 1 + 3Цx + 2 + 3Цx + 3 = 0

2. При каких значениях а уравнение 2sin2x - sinxcosx - cos2x = а имеет решение?

3. Решить неравенство x2 + x + x+2 < x2 + 2

4. Сосуд содержит 66-процентный раствор кислоты. Из него отлили 1 литр и добавили 1 литр 2-проц. раствора кислоты. После перемешивания эту операцию повторили еще 5 раз, после чего получился 3-процент. раствор кислоты. Найти объем сосуда.

5. Точка D лежит на стороне АС треугольника АВС. Окружности l1 и l2, вписанные в треугольники АBD и BCD, касаются отрезка BD в точках M и N. Найти длины сторон треугольника АВC, если ВМ=3, MN=ND=1, а отношение радиуса окружности l1 к радиусу окружности l2 равно 7/4.

ФИЗИКА

1. Ракета и самолет движутся с постоянными скоростями V1 и V2 соответственно. Их положение относительно пункта наблюдения в данный момент времени определяется радиусами-векторами R1 и R2. При каком соотношении между этими четырьмя векторами ракета попадет в самолет и через какое время, отсчитываемое от указанного момента времени, это произойдет?

2. Через неподвижный блок перекинута нить, к концам которой привязаны грузы с массами m1 и m2, причем m2 > m1. В начальном состоянии груз m1 удерживают на расстоянии h1 от пола, а груз m2 на расстоянии h1. Далее грузы отпускают. На какую максимальную высоту поднимется груз m1? Массы блока и нити пренебрежимо малы, трение в блоке отсутствует, а расстояние l> h2.

3. Посередине закрытой с торцов трубы длиной 2L и сечением S находится поршень. Слева и справа от поршня заключены разные газы при одинаковом давлении P. Насколько сместится поршень, если он станет проницаемым для одного из газов? Сила трения поршня о трубу равна F. Температуру газов считать постоянной. Проанализировать решение в зависимости от величины силы F.

4. В схеме, приведенной на рисунке, замыкают ключ К. Найти максимальное значение тока через катушку с индуктивностью L и максимальное напряжение на конденсаторе С1. Неидеальностью элементов схемы пренебречь.

5. Две тонкие линзы находятся на расстоянии 25 см друг от друга так, что их главные оптические оси совпадают. Эта система линз создает прямое действительное изображение предмета в натуральную величину. Если линзы поменять местами, не изменяя положения предмета, то снова получается прямое действительное изображение предмета с увеличением 4. На сколько отличаются оптические силы линз?

Химия

1. Некоторое количество водного раствора серной кислоты было обработано избытком сплава натрия и магния. Выделившийся водород составил 5% от массы исходного раствора. Найдите процентную (по массе) концентрацию исходного раствора серной кислоты.

2. Имеются растворы, содержащие 18,9 г азотной кислоты (раствор А) и 3,2 г едкого натра (раствор Б) в 1 л раствора. В каком соотношении надо смешать растворы А и Б, чтобы полученный после смешения раствор был нейтральным? Результат обоснуйте. Предложите строение кислоты, соль которой образуется при упаривании и дальнейшем прокаливании образовавшегося раствора.

3. Для полного гидролиза смеси двух сложных эфиров массой 7,4 г потребовалось 70 г 8-процентного раствора гидроксида калия. При добавлении к такому же количеству смеси избытка аммиачного раствора оксида серебра выделилось 6,48 г осадка. Определить строение сложных эфиров и их содержание в исходной смеси (в мольных процентах).

4. Через 200 мл 50-процентного раствора К2СО3 (r = 1,54 г/см3) при нагревании пропустили ток Cl2 до исчезновения щелочной реакции. Какие при этом получаются продукты и какой минимальный объем хлора нужно пропустить через раствор для полного превращения К2СО3 (температура 800С, давление 1,4 атм).

5. Рассчитайте, в каком случае и во сколько раз больше выделится теплоты при сгорании одинаковых объемов ацетилена и метана. Теплота образования СН4, С2Н2, СО2 и Н2О равны +75, -230, +393, +286 кЖд/моль соответственно.

6. 80 мл 21-процентного раствора серной кислоты (d = 1.15) смешали с 16,3 г едкого натра. Какие вещества и в каких количествах содержатся в растворе?

7. Закончите уравнение реакции: (NH4)2S + K2CrO4 + KOH + H2O = S + :

8. Сколько граммов кристаллогидрата Na2SO4 10H2O необходимо добавить к 100 мл 8-процентного раствора сульфата натрия (r = 1.07 г/мл), чтобы удвоить массовую долю вещества в растворе.

Иностранные языки и межкультурные коммуникации

Английский язык

Write a report about the British Monarchy. Which member of the British Royal Family is best known in your country and why?

Немецкий язык

Представьте эссе на тему: "Ist Deutschland ein Traumland?"

Приведите доводы "за" и "против" определенной точки зрения, выделите те события и впечатления, которые являются для вас особо важными.

Французский язык

Представьте реферат на тему: "Le fantastique et le reel dans les oeuvres de Jules Verne".

Указание

Объем работ по направлению "Иностранные языки и межкультурные коммуникации" не должен превышать семи страниц формата А-4. Желательно оформить анкету участника регионального конкурса и сам текст при помощи компьютера, шрифтом Times New Roman, размером 14. В конце текста следует указать список используемых литературных источников (не менее пяти).

Журналистика и филология

ФИЛОЛОГИЯ

1. Создать свой вариант интерпретации рассказа В. Набокова "Тяжелый дым", используя любую методику анализа прозаического текста (оцениваются тема, идея, композиция, стилевое своеобразие). Объем работы не должен превышать шести тетрадных листов рукописного текста.

Журналистика

1. Напишите рецензию "Моя любимая телепередача: авторы, идеи, творческие решения" (объем школьного сочинения).

2. Создайте (или опишите словами) карикатуру или коллаж на тему "В мире журналистов и журналистики", используя любые материалы. Размер - не более альбомного листа.

3. Создайте словарь журналистских терминов - слов, заимствованных из других языков. Словарная статья должна включать значение термина, указание на язык-источник, значение слова в языке-оригинале и пример употребления термина в русской речи (реальный или сконструированный). В словарь должны включаться только имена существительные. Примечание: полиграфические термины в словарь включать не следует.

4. Назовите нашего земляка, журналиста, общественного деятеля, добившегося наибольшей известности в перестроечное и постперестроечное время. Какой центральной газетой и когда он руководил? Какие, кроме этого, посты занимал?

5. Вышлите ксерокопии опубликованных вами в прессе материалов (не более 10).

Общество и право

Написать эссе по одной из предложенных тем:

1. Наука конституционного права: прошлое, настоящее, будущее.

2. Основные подходы к классификации прав человека.

3. Гражданское общество: проблемы становления.

Указание

Объем не должен превышать двух страниц формата А-4, допускается и набор на компьютере, и рукописный вариант.

Необходимо высказывать свою позицию на проблемные аспекты темы, а не ограничиваться перечислением различных мнений и подходов других авторов.

Человек и природа

Психология

Составить кроссворд. В содержании кроссворда могут быть использованы слова, отражающие различные аспекты психологии эмоций и эмоциональных состояний: фамилии известных и выдающихся ученых-психологов прошлого и настоящего, занимающихся данной проблемой; теории, концепции, идеи, направления психологических исследований в этой области, психологические термины, названия диагностических методик, практических методов, связанные с данным разделом.

Объем кроссворда - не менее 20 слов (сумма слов по вертикали и горизонтали). Составленный кроссворд необходимо представить в одном экземпляре на листе А-4. Кроссворд представляет собой пронумерованную и заполненную ответами сетку, под которой находится описание слов, которые необходимо отгадать (с указанными номерами по горизонтали и вертикали).

Экология

Написать сообщение (эссе), в котором:

- сформулировать одну из ключевых экологических проблем региона Урала;

- аргументировать ее актуальность;

- отразить мотивы интереса учащихся к данной проблеме;

- в краткой форме изложить собственные результаты работы по данной проблеме, если таковые имеются.

Объем - не более трех страниц, желательно в печатном виде.

Экономика и управление

Экономика

1. Имеет ли Челябинская область преимущества перед другими территориями для развития экономики? Обосновать.

2. Проанализировать влияние различных факторов на размещение металлургических производств. Сделайте вывод.

J- фактор размещения имеет решающее значение;

- фактор размещения имеет большое значение;

- фактор размещения не имеет большого значения;

- фактор размещения не имеет значения.

3. На станцию Петрозаводск с севера прибыл железнодорожный состав с пятью различными видами грузов. Из-за плохой погоды стерлись написанные мелом на вагонах названия станций отправления и назначения. Изучив списки этих станций по сопроводительным документам и проверив, какой груз находится в вагонах, диспетчер станции безошибочно отправил по месту назначения все грузы. Какое решение он принял? Ответ запишите в виде таблицы и поясните. Учтите, что по каждому из направлений следовал лишь один вид груза.

Управление

Напишите сочинение по теме: "Выдающийся менеджер: секреты успеха", в котором на примере известного руководителя прошлого или современности охарактеризуйте, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным менеджером.

Криптография и математика

1. Алиса - супершпион. По утрам она занималась разведывательной деятельностью и поэтому всегда опаздывала на работу. После обеда Алиса писала объяснительные своему начальнику Бобу (он же резидент). Объяснительные фактически были закодированными посланиями. В качестве своего оправдания опозданий Алиса приводила:

А) не подошел автобус, троллейбус, трамвай

Б) забыла дома деньги, сумочку, ключи, бумаги

В) не выключила утюг, пылесос, чайник, плиту, телевизор, плойку.

По пункту А) она приводила одну из возможных причин или ни одной; по пункту Б) две причины, одну или ни одной; по пункту В) три причины, две или одну.

Сколько различных секретных сообщений сможет закодировать таким способом Алиса?

2. Мальчиш-Плохиш узнал, что буржуины расплатятся с ним за услуги только в том случае, если окажется, что sin a > -0,44, где "a" - такое значение параметра, при котором сумма корней квадратного уравнения x2 - 2(sin a) x + cos2 a = 0 равна их произведению.

3. Штирлиц совершенно обнаглел и стал писать фразу "Слава Красной армии" прямо на двери Мюллера. Но чтобы немного обезопаситься, он это делал мелкими буквами, зная, что текст размером меньше 1 см. Мюллер по-русски не прочитает. Штирлиц рисовал окружность радиуса 1 м, в нее вписывал квадрат, в квадрат снова окружность и т.д. В первом встретившемся квадрате, со стороной меньше 1 см, он писал свой текст. Какой по счету это будет квадрат при условии, что первый вписан в окружность радиусом 1 метр?

4. Березовский, когда был маленький, зарабатывал тем, что из двух рядов кубиков, на которых были написаны цифры, строил обыкновенную дробь. Верхний ряд кубиков был числителем в десятичной записи, а нижний - знаменателем. После этого надрессированная крыса Лариска (а Шапокляк была тетей Березовского) сбрасывала последний кубик числителя и первый кубик знаменателя. Если при этом значение дроби не изменялось, то зрители платили деньги. Мог Березовский так заработать деньги или нет?

5. Один великий, но совершенно неизвестный поэт бросил заниматься математикой после того, как цыганка ему нагадала, что если выражение

Ц8 + 2Ц7 - Ц3 + 3Ц7 Ц2

Ц8 - 2Ц7 Ц3 - Ц7

равно целому числу, то он умрет в ближайшие сто лет. Правильно он испугался или нет?