15-03-07


Три шкуры раздирают!

Степень защищенности покупателя в России зависит от порядочности продавца

Более 90 процентов норковых шуб, реализуемых на Южном Урале, произведены не в тех странах, которые значатся на этикетках. Такой информацией журналистов "порадовали" руководители территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области.

Повод встретиться - отмечаемые сегодня День потребителя и 15-летие Федерального закона о защите его прав. Говоря о мехах, глава территориального ведомства Анатолий Семенов сказал, что 99 процентов изделий завозится в наш регион из Китая.

- Если европейцы пускают на шубу 12-14 шкур норок, то китайцы за счет технологии растяжения тканей умудряются шить ее максимум из шести, - поделился он знанием предмета. - Через год такая шуба теряет ворс!

Меховое бракодельство - лишь один из источников раздражения клиентов. Среди непродовольственных товаров в черном списке - сложная бытовая техника, сотовые телефоны, мебель и трикотаж. Именно на них чаще всего жалуются покупатели. Блок продуктов питания вызывает еще больше нареканий. Не отстает от лидеров и сфера услуг - в основном усилиями коммунальщиков, поставщиков пластиковых окон, работников общепита и организаторов долевого строительства. Всего за 2006 год в ТУ Роспотребнадзора поступило 3670 жалоб - на четверть больше прошлогоднего. В ратующую за потребительские права общественную организацию "Центр правозащиты" (единственную в городе!) ежегодно жалуются до семи тысяч южноуральцев.

У Анатолия Семенова обилие недовольных вызывает противоречивые чувства: радость за растущее правосознание людей и разочарование по поводу неважного их обслуживания. Впрочем, положительного больше. Например, среди предпринимателей лишь десятая часть во взаимоотношениях с клиентами уперты и бессовестны. Остальные стремятся уладить конфликт, не доводя его до суда. В противном случае возвращать потраченные зря деньги и компенсировать моральный ущерб клиенту приходится лишь с участием Фемиды. Роспотребнадзор не имеет права заставить продавца обменять некачественный товар на рубли. Он может лишь по факту обращения провести проверку, выписать нерадивому коммерсанту штраф и подтвердить в суде разумность требований покупателя. И еще: по словам руководителя Центра правозащиты Ивана Мазина, в этом случае закон не требует от обиженного доказывать факт морального ущерба.

Андрей САФОНОВ